Как обычные люди из Саранска создают иконы, преображающие мир

Когда город погружается в вечернюю суету, в одном из уголков Саранской духовной семинарии будто замирает само время. Здесь, в уютной мастерской иконописного кружка, рождается настоящее чудо. Люди самых разных профессий, спешат сюда, чтобы прикоснуться к вечному и создать образ, который будет разговаривать с душой.

Именно в один из таких вечеров и я отправились туда же, но с особой миссией: узнать, как рождаются иконы и кто их создает. Подходя к зданию, я заметила теплый свет, льющийся из одного из окон, словно благословение на наше начинание.

Пути Господни неисповедимы…

В классе встретила меня женщина с такой добротой и простотой, что сразу отступили всякие сомнения и неловкость. Без капли высокомерия, с искренней улыбкой. Я сразу поняла – это та самая Галина Владимировна, с которой я договорилась о встрече. Ведь для каждого ищущего человека так важен наставник, ведущий за собой. И в иконописном кружке Саранской духовной семинарии таким проводником стала именно Галина Владимировна Кавказова. Художественное образование, полученное в Чувашии, успешная работа в Москве, а затем – учеба на иконописном факультете.
Казалось бы, судьба успешной бизнес-леди, владеющей фирмой по дизайну и проектированию, была предрешена. Но жизнь, как это часто бывает, приготовила ей совсем иной путь, в очередной раз подтверждая старую истину: пути Господни действительно неисповедимы.

«Москва – большой город, – говорит Галина Владимировна. – У многих там цель – заработать. А мне хотелось довести талантливых людей до конца, увидеть, как они становятся настоящими иконописцами».

В ноябре 2017 года митрополит Саранский и Мордовский Зиновий благословил её. Так началась история первого в Мордовии класса иконописи. Бесплатное обучение, свободное посещение.
Сюда приходят по зову сердца.

Приветствуется художественное образование, но главное – вера. Прежде, чем стать учеником, нужно пройти собеседование. Материалы для работы – забота самих учеников, ведь только вложенный труд делает икону родной.

За восемь лет у Галины Владимировна появились верные помощницы. Одна из них – Галина Качурина. По образованию педагог, она нашла себя в иконописи благодаря маме, работавшей в семинарии. Теперь она пишет иконы для души, для близких, и помогает новичкам, и ведет социальные сети класса, делясь красотой с миром.

– Как ваша семья относится к вашему увлечению?

«Я счастливая мама и жена! – улыбается Галина. – Муж возит наши работы на выставки, а сын помогает их расставлять.Иконопись стала частью нашей семейной жизни».

От маленького объявления до большого дела

Иконописец — это не просто художник, а служитель, несущий огромную ответственность за каждое движение кисти, за каждый цвет, за каждый взгляд святого, воплощаемый им на доске. Он создает не просто изображение, а молитвенный образ, призванный соединить земное с небесным.

Надежда Викторовна Жамкова с ее мудрым взглядом – настоящая хранительница этого места. Ей почти 75, и она здесь с самого первого дня, уже восемь лет. Увидела маленькое объявление в храме – и сердце подсказало: это то, что нужно! В прошлом – инженер-конструктор, а теперь – художник, создающий дивные образы, наполненные светом и благодатью.

«Помню, как впервые попала к Надежде Викторовне в гости, – вспоминает одна из участниц кружка. – И просто замерла, очарованная ее иконами. Они словно дышали, излучали какое-то неземное тепло. С тех пор мы неразлучны – вместе учимся, вместе творим!»

А самому юному мастеру всего 17 лет. Он новичок, но в его глазах уже можно прочесть азарт и жажду познания. Для него иконопись – это не просто ремесло, а возможность прикоснуться к вечности, выразить свои чувства и найти ответы на самые важные вопросы.

Конечно, не каждый остается здесь надолго. Иконопись – искусство непростое, требующее терпения, усидчивости и особого настроя души. Но те, кто нашел в нем свое призвание, становятся настоящей семьей. Здесь нет места зависти и соперничеству – то

15:18

лько поддержка, взаимопомощь и искренняя радость за успехи друг друга. Всегда помогут, подскажут, поделятся красками или кистью.

И в этом, безусловно, заслуга руководителя кружка – чуткой, внимательной и бесконечно любящей свое дело.

– Строгая ли она у вас?

– Да нет, скорее, как добрая мама! Бывает, и пошутит, и слегка поругает, если что-то не так. Скажет: «Что это у тебя за борода у святого колючая? А трава, как искусственная!»Но мы не обижаемся – знаем, что она любя, от всего сердца!

Наверное, это и есть та самая любовь к ближнему, которая царит в этом удивительном месте. Люди приходят сюда, чтобы отдохнуть душой, набраться сил, обрести гармонию и поделиться своим теплом с другими и уносят с собой не только красивые иконы, но и частичку света, который помогает им делать мир вокруг немного лучше и добрее.

21 день на написание иконы

— Всего двадцать один день? — вырвалось у меня. — Неужели этого достаточно? А какие этапы в работе, прежде чем образ засияет на доске?

— Знаете, — улыбается Галина Владимировна, — за этим кажущимся небольшим сроком стоит кропотливый труд и вековые традиции. Сначала выбирается основа – хорошо просушенное дерево. Затем, по подготовленной доске кистью наносится рисунок – эскиз будущего образа. После этого начинается так называемая роскрышь – прокладка основных тонов. Затем – разделка, когда мастер тщательно подбирает оттенки, раскрывая глубину и символизм каждой детали: от одежд святых до пейзажей и архитектурных элементов. Если в иконе есть золочение, то оно выполняется до начала письма. Ну и, конечно, самый трепетный и ответственный этап – написание лика святого. Ведь именно в лике отражается духовная сущность, мудрость и любовь, которые мы должны передать. И, разумеется, при этом мы строго придерживаемся иконописных канонов.

— Галина Владимировна, случалось ли вам слышать истории о том, как ваши иконы помогали людям?

— Ой, у меня , есть одна такая история, — вдруг раздался тоненький голосок. Оказалось, что к нашему разговору присоединилась одна из учениц. — моя племянница, знаете, что называется, «засиделась в девках». И я написала для нее венчальную пару икон, с особой молитвой. И представляете, не прошло и нескольких месяцев, как звонит мне брат и говорит, что племянница встретила хорошего парня, и они уже заявление в ЗАГС подали! В итоге, этими самыми иконами мы их и благословили на счастливый брак. Вот так бывает!

— А где можно увидеть ваши работы? Где люди могут прикоснуться к этой красоте?

— Наши иконы можно увидеть на различных выставках, — ответила Галина Владимировна. — Кроме того, в музее Саранской духовной семинарии действует постоянная экспозиция, где представлены многие из наших работ. А сейчас мы активно готовимся к большой выставке, которая, надеюсь, откроется для посетителей уже в июне этого года. Всех рады видеть. Так что, следите за анонсами!

— А что для вас, как для иконописца, является самой большой радостью?

Галина Владимировна задумывается на мгновение, и в ее глазах появляется тепло.

— Наверное, увидеть свою икону в храме, — тихо говорит она. — Знаете, я дарила своему духовнику одну из первых своих работ – икону «Воскресение Христово». Прошло много лет… И вот однажды, на Пасху, я приехала к нему в храм. Смотрю – на аналое лежит икона. И первая мысль: «Откуда у батюшки такая древняя икона?»Подхожу ближе, прикладываюсь… И вдруг понимаю – да это же моя работа! В тот момент я почувствовала, что эта икона больше не принадлежит мне. Она стала храмовой. Она принадлежит Богу и людям. И я просто не смогла сдержать слез…

Как жаль, что я не умею рисовать…

Я провела в этом тихом пристанище немало времени, покидая его с чувством, будто прикоснулась к чему-то очень важному и сокровенному. Каждый иконописец здесь – не просто художник, а свидетель, наделенный даром передавать через образы глубину веры и любовь к Богу, нести свет и надежду в мир. Ведь когда мы просим помощи, стоя у иконы, мы обращаемся к определенному святому. И как же важно передать его лик так, чтобы он отзывался в сердце, чтобы через этот образ человек мог почувствовать связь с небесным заступником.

Попрощавшись с мастерами и учениками, я уже направлялась домой, но, оглянувшись, заметила в одном из окон семинарии все тот же свет, словно маяк, указывающий путь. И вдруг меня пронзила такая мысль: «Как жаль, что я не умею рисовать…»

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости