— Давид, добрый вечер. Мы из газеты «Известия Мордовии», хотели задать вам несколько вопросов.
Заручиться согласием на беседу с Героем России Давидом Малыйкиным нам удалось перед началом встречи с жителями Дубенского района во вторник. Тот день на родной мордовской земле у парня выдался насыщенным, было много встреч, поздравлений. Но и нам он не отказал, правда, оговорился, что много времени уделить не сможет.
И вот после трогательного общения с земляками мы с Давидом идем в один из кабинетов Дома культуры. Представители районной администрации выделяют его специально для нашей встречи.
— А какие будут вопросы? – волнуется Герой.
— Не переживай, это не телевидение, у них нет камеры, — успокаивает Давида глава Дубенского района Виктор Нефедов.
Впрочем, камера у нас, конечно, есть, и работа наша не ограничивается лишь печатной версией издания, но чтобы не смущать нашего собеседника, обещаем видео не снимать.
А разговор начинаем с вопросами о детстве. Своих друзей, деревню Давид вспоминает с большим удовольствием.
— У меня было очень веселое детство. Родители, школа, товарищи, улица. Помню, как с горки на лыжах катались, здорово, интересно. А дома — хозяйство, чем мог, помогал маме и папе.
— Например?
— С малых лет и сено заготавливал, и зерно. Лет 11 мне было, когда я уже подрабатывал на кирпичном заводе. А потом, когда учился в техникуме, комбайнером трудился. На заработанные деньги даже машину себе купил.
— Какую?
— Черную «девятку», — смеется герой. – Как сейчас помню за 80 тысяч рублей.
— Когда получили повестку на срочную службу, какая была реакция?
— В армию идти я планировал, но честно, не очень хотелось. О военной службе вообще практически ничего не знал. Попал в Омск, там была учебка. Помню, что мне каждый день хотелось вернуться в родное село. Понимаете, ты приезжаешь из дома и сразу попадаешь в такой режим, где тебе становится немного трудновато.
— Что казалось сложным?
— Ранние подъемы, какие-то задачи, да словом вся эта армейская жизнь. Но через четыре месяца учебка закончилась, и оттуда нас всего несколько человек отправили по распределению в Псков. Это боевая часть и там жизнь показалась уже другой.
— Настолько, что вы решили заключить контракт?
— Мне предложили, я согласился.
— Расскажите о подвиге, за который получили звание Героя России…
Давид даже не дает завершить вопрос и спешит отрезать решительное «нет».
— Вам тяжело об этом вспоминать?
— Я просто вообще не хочу об этом говорить.
— Когда это было?
— В мае.
— И когда узнали, что вас представили к награде?
— В июне. Я приехал с ремонта, и командир роты, царствие ему небесное – он погиб летом, сообщил мне. Он сказал, что всех, кто участвовал в том бою, представили к ордену Мужества, а меня выдвинули на Героя России.
— Какие чувства были после церемонии награждения в Кремле?
— Я уже говорил о том, что мои чувства безграничны, как вся наша великая страна…
— Как вам встреча с земляками в родной Мордовии?
— Встреча очень теплая. Все это неожиданно, но волнующе. Мы вчера (авт. в понедельник 19 декабря) только вышли из поезда, а там прямо на перроне нас встречали с гармонью и песнями.
— Новый год, где планируете встречать?
— В Пскове с семьей.
— Вернетесь в зону СВО?
— Конечно.
— Что вы можете сказать своим землякам, которые следят за развитием событий и переживают за наших солдат.
— Победа будет только за нами!
Когда слышишь такие слова от храбрых и мужественных людей, от настоящих героев, то на душе становится как-то спокойней. Мы гордимся нашими солдатами и верим в их успех!
«Вынес с поля боя восемь товарищей»
Хоть сам Герой о своем подвиге говорить не любит, земляки-дубенцы обсуждают его героический поступок. Отставные офицеры, уроженцы Дубенского района говорят, что Давид действовал очень грамотно и решительно.
Напомним, в бою при форсировании реки, находясь на передовой позиции занимаемого плацдарма, гвардии ефрейтор Давид Малыйкин под плотным артиллерийским и танковым обстрелом уничтожил два танка неонацистов. И, оказав первую медицинскую помощь, вынес с поля боя 8 раненых товарищей. «Своими действиями спас технику и личный состав десантного подразделения», — сообщается в группе псковских десантников.
— Что вы чувствовали, когда бросились на помощь своим товарищам? – спрашивали дубенцы на встрече с Героем.
— Честно? Ничего… Там просто была холодная голова и мысль о том, как спасать, как вытаскивать… Больше ничего, — так ответил Давид.