-3.5 C
Саранск
Вторник, 26 ноября, 2024
spot_img

Исполнительный директор Федерации футбола РМ Виктор Бородулин: «Рассчитываем провести и чемпионат, и Кубок Мордовии»

Возобновятся ли в августе соревнования в любительском и детско-юношеском футболе?! Данный вопрос сейчас волнует многих. Юные футболисты давным-давно соскучились по полноценным тренировкам. Как, впрочем, и взрослые команды. Ведь в два предыдущих сезона именно на третий месяц августа приходился старт финального турнира в нашем региональном чемпионате. О том, каких вариантов развития событий стоит ждать, корреспонденту «ИМ» рассказал исполнительный директор Федерации футбола Республики Мордовия Виктор Бородулин. Наряду с этим, мы основательно прошлись по основным этапам его спортивной биографии.

— Виктор Владимирович, что удастся успеть, если запустить новый футбольный сезон внутри Мордовии в начале августа?

— Многое. В промежутке до ноября реально провести двухкруговой турнир, имея ритмичный календарь. И вполне естественно, что все очень ждут снятия ограничений, связанных с пандемией коронавируса. О своем желании участвовать в чемпионате Мордовии по первому дивизиону проинформировали 7 команд. Но, возможно, добавится и восьмая. Если же ситуация затянется, выход будет только один — собраться всем в Саранске и сыграть за несколько дней в один круг. Плюс Кубок Мордовии. Его тоже имеет смысл провести. Пусть даже в усеченном формате. В общем, рассчитываем организовать, как и всегда, оба турнира.

— Помимо работы в федерации, вы являетесь действующим детским тренером в МЦПЮФП «Мордовия», возглавляете группу подготовки малышей 2012 года рождения. Насколько сильно пандемия отражается на детско-юношеской футбольной сфере?

— Значительно. У детей огромное желание вернуться к тренировочному процессу. Родители постоянно звонят и интересуются, когда, наконец, это произойдет. Трудно их не понять. Ведь лето — традиционная футбольная пора. К тому же, в нашем виде спорта дистанционно можно лишь поддерживать физические кондиции, а все основные навыки и умения приобретаются в коллективной работе с мячом. Но ничего не поделаешь. Необходимо дождаться официального разрешения Роспотребнадзора. Только после этого можно будет возобновить привычный режим занятий. Знаем, что ограничения сняты в Нижегородской и Пензенской областях, которые наиболее близки к нам географически. Поэтому не оставляем надежд, что футбол в скором времени вернется и в Мордовию. При этом здоровье детей для нас всегда на первом месте.

— Болельщикам со стажем вы известны, в первую очередь, как популярный в Саранске футболист. Расскажите о том, как пристрастились в детстве к футбольному мячу?

— Футболом я начал заниматься в 10 лет, а перед этим посещал секции борьбы и конькобежного спорта. Моим первым тренером в ДЮСШ-3 был Александр Иванович Корнеев. После двух лет тренировок он и известный хоккейный наставник Михаил Иванович Филиппов организовали для нас при 28-й школе на Химмаше общий спецкласс. Тогда нам не находилось равных в первенствах Мордовии среди детей и юношей. В 1981 году пробились во всесоюзный финал «Кожаного мяча». Отбор проходил в Каменке, где основными соперниками были команды Пензы и Чувашии. В упорной борьбе мы завоевали путевку в Ригу. Впоследствии заметных футбольных успехов, наряду со мной, добились Фаиль Альмяшев, Владимир Кудрявцев, Владимир Мамагейшвили, Олег Рогачев, Алексей Назаров. Будучи еще девятиклассниками, мы участвовали во взрослом чемпионате Мордовии. Корнеев был для нас настоящим вторым отцом, научил не только играть, но и быть порядочными людьми, преданными футболу.

— Как сложился переход из юношеского футбола во взрослый?

— Безболезненно. (Улыбается). Как только поступил в наш огаревский вуз, сразу начал играть за команду «Университет». После двух курсов на светотехническом факультете пополнил ряды Советской армии. Был определен в спортроту. Вместе с Владимиром Рябовым, который на тот момент имел опыт выступлений за «Светотехнику», мы попали в один учебный центр — в город Котовск Одесской области. Там готовили санитарных инструкторов. Служили, как и все, на общих основаниях. Но и футболу уделялось серьезное внимание. За котовский СКА выступало немало футболистов дублирующих составов клубов высшей лиги, а также те, кто успел зарекомендовать себя в первой и второй лигах. Заместитель начальника нашей «учебки» полковник Бакун был большим поклонником футбола, сам подбирал игроков в команду. Просмотр новобранцы, имевшие спортивные разряды, проходили в товарищеских играх. Мы сразу получили приглашения. Правда, Володю потом перевели в часть сержантом, а меня оставили при учебном центре. В 1986 году получилось пробиться в финал первенства Одесского округа, где заняли третье место, получив за это возможность съездить домой в отпуск.

— После службы наверняка вернулись в стены МГУ, и соответственно в студенческую футбольную команду?

— Мы хоть и были студентами, но неизменно находились на ведущих ролях в чемпионате Мордовии. В 1987 году стали серебряными призерами, уступив первое место только ковылкинскому «Спартаку», имевшему очень боевой состав, а я за второй круг забил 9 мячей. В 1988 году, так получилось, что играл сразу на три фронта. Получил приглашение в «Светотехнику», которая тогда решила задачу возвращения во вторую лигу. Снова стал вторым в Мордовии с «Университетом». А еще довелось отличиться на Всероссийских студенческих играх. Финальный турнир принимал Саранск. Всего же в соревнованиях участвовали 58 команд. В родном городе мы выиграли чемпионство. Весной 1989 года сразу шестерых наших футболистов просматривали на предмет приглашения в сборную РСФСР. В городе Прохладный было собрано пять десятков кандидатов. Четверым из нас — Станиславу Лысову, Сергею Минасову, Владимиру Метелкину и мне — было оказано доверие сыграть в финале всесоюзной Универсиады в Вильнюсе. В литовской столице выступили достойно. Первыми стали хозяева с семью футболистами «Жальгириса» в составе, второй — сборная Советской Грузии, а нам покорились бронзовые медали. Но, что интересно, победили будущих чемпионов в очной встрече со счетом 2:0. Особым поощрением для каждого сборника стало звание «Кандидат в мастера спорта СССР». Со временем солидной фигурой в российском футболе стал мой партнер по атаке в той сборной РСФСР Гарник Авалян… Ну, а выиграть республиканский чемпионат в составе «Университета», а также приз «Лучшему нападающему», мне довелось в 1990 году. В дальнейшем команда Игоря Шинкаренко доросла до КФК и второй лиги чемпионата СССР.

— За «Светотехнику» вы играли не только по любителям, но и по мастерам.

— В 1989 году главной командой республики руководил Джемал Георгиевич Силагадзе. Сначала известный в прошлом спартаковец пригласил немало иногородних игроков, но результаты не радовали. Во втором круге, напротив, большое доверие было к местным молодым игрокам. И команду стало просто не узнать! Красивая комбинационная игра привлекала на трибуны большое число зрителей. Мы стабильно привозили очки с выездов. Полный стадион собирался и на международный матч «Светотехники» с болгарским «Ботевом» из города-побратима Ботевграда, а также на товарищескую игру с легендами сборной СССР. С ветеранами, между прочим, к нам приезжал Эдуард Стрельцов.

— Есть в вашей биографии и легионерский период. Что способствовало выступлениям за рязанское «Торпедо»?

— Перед этим был еще «Саранск-Экспорт», ставший в 1993 году четвертым в зональном турнире третьей лиги. На заре российских чемпионатов это был турнир профессионального уровня, как сейчас ПФЛ. А мой переезд в Рязань мог состояться и намного раньше. Еще в 1989 году меня активно звал в «Торпедо» Сергей Иванович Недосекин. Но тогда я решил остаться дома, а повторное приглашение получил в 1994-м. На первом сборе приходилось очень непросто. Необходимо было согнать 7 килограмм лишнего веса. Но уже на втором сборе в Анапе я обрел оптимальную форму. Да так разошелся, что забивал в каждой контрольной игре. (Смеется). Если бы все также продолжалось и по ходу сезона, наверняка, остался бы в Рязани. Но уверенность в завершении атак вдруг куда-то пропала. Тренеры и партнеры старались не нагнетать, всячески поддерживали. Но дальше почему-то так и не заладилось. Зато как следует закрепился в «Биохимике», с которым, начиная с 1995 года, прошел большой футбольный путь. Преимущественно из местных футболистов Игорь Владимирович Шинкаренко создал великолепную команду. Благодарен этому человеку еще и за то, что сразу после того, как я закончил играть, имел возможность перейти на тренерскую работу.

— Чем запомнились знаменитые дерби между «Светотехникой» и «Биохимиком»?

— Накалом борьбы на каждом участке поля. Эти матчи неизменно носили непримиримый характер. Как для нас, так и для наших болельщиков. Мне довелось забить гол в одной такой встрече. Воспоминания живы в памяти и по сей день. Саранское дерби гремело на все Поволжье. Более принципиальное соперничество сложно было придумать. Если же говорить, в целом, о команде, выделю тот факт, что «Биохимик» был очень крепким коллективом. Зачастую соперники — в том числе, лидеры таблицы — опасались нас даже больше, чем «Светотехнику». И, конечно, нельзя не отметить верных фанатов «Био», которые катались за командой повсеместно. Этих людей невозможно забыть! Валерий Федорович Разумков, его сыновья Вячеслав и Виталий, Роберт Забиров, Виталий Мананов. С огромным почтением к ним отношусь. Мы дружим и сейчас.

Александра ГРЫЗУНОВА

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости