-11.9 C
Саранск
Понедельник, 6 февраля, 2023
spot_img

Журналист «ИМ» проехал на электричке от Красного Узла до Зубовой Поляны

 

Старшее поколение читателей «Известий Мордовии» еще помнит те времена, когда пригородные поезда приходилось брать, в буквальном смысле, штурмом. С взятием Зимнего дворца можно было сравнить заход в вагоны пригородных поездов в Саранске. В 70-80-е годы даже постоять в душных тамбурах пригородных поездов считалось за счастье! Бывало и такое, что люди ехали без билетов на сцепках между вагонами, а самые отчаянные забирались на крышу… 
 
Ранним субботним утром 
С тех пор прошло сорок лет. Многое изменилось в нашей жизни. Почти в каждой семье есть теперь автомобиль. Да и народу, честно скажем, заметно поубавилось по разным объективным обстоятельствам. Только верные спутники нашей жизни – пригородные электрички продолжают бороздить по железной дороге просторы Мордовии. Журналист «Известий Мордовии» проехал от и до по маршруту «Красный Узел – Зубова Поляна». Сегодня по этому направлению в рабочие дни курсируют две электрички. В выходные дни на маршруте лишь одна. Я как раз и отправился в путь ранним субботним утром. 

От знаменитой станции «Красный Узел» электричка отходит в 6.04. А знаменит «Красный Узел» тем, что здесь 1 и 6 мая 1919 года останавливался и выступал перед рабочими М.И.Калинин. Хорошо выступил, раз даже гранитную табличку повесили на здании вокзала. Только в жизни ромодановцев мало что изменилось: бомжи коротают здесь долгие ночи, бабушки приторговывают пирожками пассажирам дальних поездов. Так было, наверное, и в 1919 году… 

Но возвращаемся, собственно, к путешествию. Мне предстояло за 4 часа 23 минуты преодолеть железнодорожную дистанцию в 194 км с 40 остановками по 1 минуте. Исключение составили Саранск – 3 минуты и Рузаевка – 14 минут. В Рузаевке за это время успевают навести порядок в вагонах, убрать мусор, а рабочий персонал с помощью фонарика и незамысловатых приборов проконтролировать техническое состояние подвижной части вагонов. 
 
Мужчина в красном свитере 
За порядком во всех четырех вагонах современной электрички следят много глаз. Кроме видеокамер здесь дежурят два сотрудника в спецформе с надписью «Транспортная безопасность». Несколько раз проходили и сотрудники транспортной полиции. С Красного Узла в нашем вагоне ехало 13 человек. Мужчины в основном дремали. Самыми веселыми и коммуникабельными были четыре татарочки. Они трудятся санитарками в больницах Саранска. Одна из них – Адиля — была явно «тамадой» в поездке. Она задавала тон беседе, при этом в татарскую речь для усиления эмоциональности внезапно входили слова, типа «представь себе!», «во дает!», «ни больше — ни меньше»… Женщины смеялись от души. 

Я сфотографировал табличку с градусником. Оказывается, температура в вагоне должна быть от 14 до 18 градусов. В вагоне было тепло, я снял куртку. То ли мой красный свитер привлек внимание, то ли слишком увлекся фотографированием пейзажев за окном, только ко мне подошли два улыбчивых мужичка с надписью «Транспортная безопасность» и попросили предъявить документы. «У нас возникли сомнения в отношении вас, снимаете что-то. Мы имеем право провести досмотр ваших вещей!» 

Ребята вежливые, деликатные. Документы я им предъявил, вдобавок вручил свежий номер «Известий Мордовии». 
 
Вагоны и вокзалы 
О порядке в вагонах: чисто, тепло, мягкие скамеечки не исписаны, не исколоты. Правда, в туалете бумаги не было: специально проверил! Каждый пассажир фактически занимал плацкартное «купе» в шесть мест. Молодежь вольготно организовала себе спальные места, в молодые годы кто не любил поспать утром! В автобусах так не поспишь. Да и цены за проезд там примерно на 20 процентов дороже. 
Все станции из окон электрички смотрятся по-особенному. Даже Саранск какой-то более яркий. Здесь зашло много молодежи. Все в наушниках, каждый сосредоточенно что-то писал в телефоне… Видно, что студенты едут домой. 

Рузаевка сполна оправдывает название железнодорожной столицы Мордовии. Просторный, высокий вокзал, надземные переходы. Как на ладони центр города: здание администрации района, гостиница, автовокзал и символ города — паровоз на пьедестале! За 14 минут стоянки можно вдоволь и налюбоваться, и «сфоткаться» на мобильник. Время 7.45, едем дальше. 

В Рузаевке пассажирский состав вагона полностью обновился. Привлекла внимание молодая семья с дочкой и бабушкой. Короткостриженый рыжеволосый парень сильно напоминал внука Пугачевой — Никиту. Наш «Никита» был одет модно. Его ровесники сейчас защищают и его самого, и семью, и страну в холодных и не очень сытых окопах. Стильный спортивный костюм с огромной непатриотичной надписью на спине «USA» и такими же надписями на груди и на рукавах свидетельствовал, что его приобрели за немалые деньги еще до объявления специальной военной операции. Можете ли вы себе представить картину, что в каком-нибудь украинском Конотопе в электричку зайдет паренек с надписью «Россия»?.. 
 
Рыбак рыбака видит издалека 
По-соседству от меня с коловоротом и удочками расположился обаятельный рыбачок лет сорока. Улыбка рыбака говорила сама за себя: день обязательно будет удачный, клев на Мокше будет отменный, так что, щука, берегись! Видно, что паренек бывалый, раз давал советы знакомому старику и по кредитам, и по ипотеке, и по устройству на работу. Рыбачок-философ, скорее всего, трудится в охране: «Ночью сплю, днем ем!..» Старик только одобрительно кивал в ответ. На неприметной остановке «539 км» наш рыбачок скрылся в сизой туманной дымке. И правильно сделал, в метрах 300 от остановки и есть щучье местожительство – река Мокша! 

Чем дальше едешь от Саранска, тем зима становилась все явней. За окном мелькают заснеженные станции «Кадошкино», «Инсар», «Ковылкино», «Торбеево»… Станции небольших городов стоят скромно, тихо, как будто сторожат время. Они помнят основателя местных железных дорог помещика Ивана Арапова! 
Благодаря замечательному машинисту электропоезда Александру Дементьеву и его умелому помощнику Василию Гриневичу мы добрались до Зубовой Поляны точно по расписанию, минута в минуту. Спасибо за старательную работу и милому кондуктору поезда Татьяне Кузнецовой. В Зубовой Поляне есть на что посмотреть. На железнодорожном вокзале имеется свой уголок краеведения. Природа здесь особенная: тысячи вековых сосен делают воздух не только приятным, но и целебным. Люди здесь очень гостеприимные. Так что милости просим! 

Поделиться
-

Новости партнеров

spot_img

Последние новости