«Вы безвозмездный донор, имеете право в любой момент отказаться от этой процедуры, — накануне донации стволовых клеток доктор говорил Руслану Баляеву то, что должен сказать. — Но девочку к операции уже готовят».
Донор, преодолевший 700 километров пути из Саранска в Киров, выкроив неделю из своего долгожданного отпуска, не мог дать «обратный ход». У него самого — двое детей, и в страшном сне не может представить, каково было бы родителям больного ребенка, если у них отобрать надежду на спасение. Руслан так поступить не мог, хоть люди, которые оказались на другом конце донорской цепочки, ему совершенно не знакомы.
Руслан Баляев — один из двух жителей Мордовии, ставших донорами костного мозга. Всего же в Федеральном регистре доноров костного мозга состоит 1885 жителей республики, 399 из них вступили в регистр в 2024 году.
Эта особенная донация состоялась весной в Кировском научно- исследовательском институте гематологии и переливания крови. До этого Руслан, рабочий ООО «Эм-Пласт» к 40 годам уже имел 82 донации крови и ее компонентов, стал Почетным донором России. В Федеральный регистр доноров костного мозга вступил в 2019 году. Его восточный фенотип идеально подошел 12-летней девочке, которой подбирали донора костного мозга, откуда и берут стволовые клетки.
Ничего больше про ребенка, про болезнь, из-за которой понадобилась трансплантация стволовых клеток, Руслан не знает. Как ему пояснили, через два года реципиент, а в данном случае — родители девочки, если захотят, могут подать заявку на встречу с донором. Если и донор согласится, то люди, оказавшиеся связанными друг с другом волею судьбы, могут познакомиться лично.
— Мне достаточно знать, что с девочкой всё хорошо, что процедура ей помогла. Я хотел лишь принести пользу, — говорит донор.
Сдавать кровь Руслан начал еще в армии. Потом были случаи, когда родственникам проводили сложные операции, переливание крови. Руслан охотно отзывался на просьбы пополнить банк крови. А потом стал приходить на станцию переливания без особых приглашений. Сдавать кровь вошло в привычку.
Но все-таки донорство костного мозга — это другое, хотя выглядит это так же, как забор крови. Только по времени гораздо дольше, сидеть на кушетке Руслану пришлось около пяти часов. И подготовка к этой донации гораздо серьезнее.
— Я приехал в Киров в воскресенье, а с понедельника мне через уколы начали вводить препарат, который помогает тканям подготовиться к процедуре, — рассказывает Руслан. — Раз в день — укол, и так четыре дня, а потом — собственно, сама процедура. Непросто было провести пять часов практически неподвижно, да и сами ощущения непривычные. Но с таким вниманием со стороны медицинского персонала, которое мне обеспечили, было легче. Без конца подходили, спрашивали, хорошо ли себя чувствую, не надо ли мне чего. И едва всё закончилось, но я еще даже не освободился от всех этих шлангов, а уже перед нами стоял курьер с холодильником, в который поместили кровь. Уже на следующий день должна была состояться операция. Вероятно, ее провели раньше, чем я добрался до дома.
Вообще вся эта поездка в Киров похожа на шпионскую спецоперацию. И особо ценной персоной, к которой в этом «детективе» привлечено всеобщее внимание, был именно донор. Приглашающая сторона не только оплатила билеты туда и обратно, но и всю организацию поездки взяла на себе. Руслану прислали уже оплаченные билеты на поезд. До вокзала его везли спецтранспортом — чтобы даже на этом коротком отрезке пути исключить непредвиденные эксцессы. Это было не обычное такси, а автомобиль от агентства, работающего с медицинскими организациями. На вокзале в Кирове его тоже встретили и доставили прямиком в гостиницу. За дни, проведенные в институте гематологии, выдали больничный лист, так что отпуск продлился согласно законодательству.
— Все дни, можно сказать, провел в номере. Я опасался за свое здоровье. Погода была слякотная. Думал, вот выйду погулять, а вдруг простужусь, и из-за такой ерунды подведу всех. Пришлось поберечь себя, — вспоминает Руслан.
Обратно летел самолетом. Сначала до Москвы, потом — в Саранск. Его попутчиком в тот раз оказался Артём Здунов. После того полета у них появилось совместное фото.
Руслан Баляев — один из номинантов III народной премии «Время героев». Среди 25 номинаций премии есть и такая — «Герои добровольчества». Голосование идет на сайте премии до 31 июля. Достойных людей немало. Сам Руслан говорит, что был удивлен увидеть себя в числе номинантов. Он довольно скромно оценивает свои заслуги. А если его костный мозг понадобится кому-то еще, то, не раздумывая, поедет куда угодно.
Врачи говорят, что один донор костного мозга может подойти нескольким реципиентам, так что возможно всё.