16.2 C
Саранск
Пятница, 26 апреля, 2024

В Саранске вспомнили о краеведе-художнике, хранившем историю

Республиканский краеведческий музей им. И. Д. Воронина в этом году отмечает своё 105-летие. Как нельзя более этой дате созвучна скромная экспозиция «Хранитель истории», посвященная 135-летию со дня рождения Дмитрия Ануфриева, почти четверть века всей жизни посвятившего мордовскому краеведению.

Этнический эрзянин, родившийся 11 мая 1888-го в с. Сиделькино Самарской губернии, во время Первой мировой войны он служил в рядах Российской армии, с бригадой экспедиционного корпуса оказался во Франции.

Там Ануфриев не просто освоил французскую разговорную речь, но, по воспоминаниям знавших его лично коллег, запоем читал  произведения французских писателей на языке оригинала.

Позже, уже в составе подразделений Красной Армии служил стрелком особого вооруженного отряда на южной железной дороге, который в 1925–1930 годы дислоцировался в Крыму.

Будучи уже вполне зрелым человеком, Дмитрий Давыдович, с детства питавший пристрастие к изобразительному искусству, поступил в Симферопольский художественный техникум и совмещал армейские обязанности с занятиями в студии известного мастера батальной живописи, академика Николая Самокиша. Затем окончил курсы гидов и работал экскурсоводом в Бахчисарайском музее. При этом всегда находил время и вдохновение для художественного творчества.

В 1934 году обстоятельства привели Дмитрия Ануфриева в Саранск. Тут его приняли на должность художники в штат местного краеведческого музея. В ту пору не существовали ни компьютерной графики, ни искусственного интеллекта, способного визуализировать прошлое и настоящее. Да, что там. Даже фотодело было ещё не настолько развито, да и соответствующей техникой музей не располагал. Зато художник мог написать фрагмент исторического прошлого, запечатлеть с натуры существующие культурные и этнографические артефакты. Кроме того, Дмитрий Давыдович регулярно совершал научно-исследовательские экспедиции по районам республики, где не только вместе с коллегами находил старинные национальные украшения мокшан и эрзян, предметы народного быта и т.п. Ануфриев запечатлел и некоторые, ещё бытовавшие тогда в селах этнические обряды и традиции, особенного домашнего уклада сельчан. Так появились его «Суд старейшин у мордвы» (1935 г.), «У священного дерева» (1937 г.), «Сватовство у древней мордвы» (1943 г.)

Дмитрий Давыдович, поддерживавший связь с Николаем Самокишем, уговорил учителя написать для саранского музея батальное полотно «Бой разинцев и мордвы с царскими войсками на реке Алатырь». Причем, предварительно в письмах Самокишу подробно описал особенности рельефа местности и растительности на берегу Алатыря.
Непродолжительный период Дмитрий Давыдович заведовал отделом природы, выполнял обязанности хранителя экспонатов.

А после начала Великой Отечественной войны Ануфриева назначили директором музея.
Правда, недавно отремонтированное музейное здание тогда отдали в распоряжение 10 запасного стрелкового полка.
Часть экспонатов хранилась в Пугачевской палатке и сарае во дворе Трехсвятской церкви, другая – разместилась в небольшой комнатушке городской библиотеки.

— Это стало предметом постоянного беспокойства директора, — рассказывает заведующая историческим отделом Воронинского музея Светлана Телина. – Ануфриев неоднократно обращался в военкомат, к начальнику гарнизона, командиру артполка с просьбой «срочно принять меры о прекращении хищения музейного имущества…»
По тем временам подобное могли расценить как вопиющую дерзость. Но Дмитрий Давыдович не боялся, что его уличат в «действиях, противоречащих велению партии и главнокомандующего». Он знал , что важно сохранить уникальные свидетельства отечественной истории, вне всяких политических и идеологических толкований.
Потому и в тревожные 1930-е, и позже продолжал писать городские храмы, которые ещё не успели разрушить, которые Ануфриев считал, прежде всего, произведениями архитектурного мастерства, образцами духовного совершенства.

К сожалению, личных вещей самого Дмитрия Давыдовича сохранилось очень немного. В 1956 году он тяжело заболел. Последние его годы оказались весьма печальными. Поскольку близких родственников у директора не было, Ануфриева определили в Большеберезниковский дом престарелых. Там он скончался 6 апреля 1961 года.
На открывшейся сейчас юбилейной экспозиции разместились графические работы Ануфриева, национальный мордовский костюм и этнические украшения начала ХХ века, фонограф Томаса Эдиссона 1877 года выпуска, фаянсовая посуда завода Баженовых в Темникове и другие раритеты, найденные Дмитрием Давыдовичем, письмо Николая Самокиша и каталог известного художника с дарственной надписью.
Посмотреть выставку «Хранитель истории» гости Республиканского краеведческого музея (ул. Саранская, 2) могут до 10 июля.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости