1 марта ушла из жизни народная артистка России и Мордовии Мария Антонова. Ее голос по праву долгие годы был «визитной карточкой» поющей души мордовского народа и нашей республики. Про себя Мария Николаевна говорила: «Да я просто родилась с песнями».
На свет она появилась в августе 1926 года, в мокшанском селе Левжа, которое всегда славилось музыкальными талантами. Отец Маши пел в церковном хоре, а дочка с пеленок слышала от мамы колыбельные. А потом буквально росла в стихии традиционного национального многолосья, звучавшего на свадьбах и других народных праздниках, в дни скорби, под песни сельчане трудились в поле, собирали грибы и ягоды в окрестных лесах и лугах.
В отрочестве Маша Антонова уже пела в аутентичном сельском ансамбле, самодеятельном школьном хоре. А в тяжелые для страны годы Великой Отечественной войны её вместе с другими молодыми дарованиями направили в Саратовскую консерваторию, где готовили артистов, чтобы те своим искусством поддерживали советских воинов на фронте.
Правда, окончить вуз Антоновой не удалось. У матери, кроме неё, на руках осталось еще двое младших — братишка и сестренка. Поэтому Мария вернулась домой. Но талант 18-летней левженской певицы оказался очень даже востребован. Вернувшись в Мордовию, она выступала в хоре республиканского муздрамтеатра, семь лет была солисткой ансамбля песни и танца «Умарина», а затем уже с сольной программой гастролировала по республике и всей стране.
Когда Марию Николаевну спрашивали, какой же из тысяч концертов самый памятный, она, не задумываясь, отвечает: «Тот, с которым выступала в Москве на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957-ом». И не только потому, что там она заслужила звание лауреата и две золотые медали фестиваля. Но главное, впервые ощутив вкус широкого признания и популярности, Мария Антонова почувствовала особую гордость за самобытное, многими веками создаваемое народом, национальное искусство. Поэтому наряду с русскими песнями особое место в её репертуаре всегда занимали мордовские.
А еще по-человечески Мария Николаевна всегда оставалась открытой, добродушной, готовой помочь, поддержать других. Её связывали теплые доверительные отношения с журналистами «Известий Мордовии». В одном из интервью она призналась: «Когда выхожу на сцену, я забываю обо всем. У меня становится сладко на душе. Я чувствую, что ещё нужна тем, для кого пела всю жизнь. А петь так хочется. И я буду петь, пока живу. Я и живу потому, что пою».
Всё так. Её песни радовали, согревали, дарили надежду и утешение многим тысячам слушателей, для которых Антонова не жалела своего искреннего дара. Душа её пела до последней минуты. Светлая память легендарной певице!