17.9 C
Саранск
Пятница, 19 апреля, 2024

Забытый урок: в Краснослободске разграбляется историческое здание школы

Массивную деревянную дверь в спортзал закрытой школы в Краснослободске пришлось вскрывать ломом… Нет, мы не злоумышленники, не мелкое жулье в поисках наживы. Да и что красть в полуразваленном здании, где все мало-мальски ценное уже вывезли? Для нас главная ценность здесь — светлые воспоминания учеников, выросших в этих старинных стенах, их память и сожаления об утраченной красоте, убитой истории города и людей.

А лом – потому что замков на дверях давно нет, входы заколочены гвоздями, да только и это не спасает от мародеров и варваров.

В мае 2019-го в коридорах отзвенел последний звонок, ученики ушли на каникулы и больше сюда не вернулись. Школа переехала в новое современное строение неподалеку, а здесь воцарилась тишина. Школьное оборудование, учебники, тетради и даже цветки в горшках оставили в пустующих классах.

Почему построенное в 19 веке здание, где когда-то располагалось духовное училище, оказалось в таком плачевном состоянии и какова его дальнейшая судьба, выясняли журналисты «Известий Мордовии».

Зря надеялись

5 3dfe6

В уникальном историческом здании царит разруха. Под ногами хрустит стекло, в школьных классах выбиты окна, кое-где выдраны рамы. На месте чугунных радиаторов – пустота, только следы от них остались, сами отопительные системы срезали и сдали в металлолом.

— Мародеров нашли, ими сейчас занимается полиция, — объясняет сопровождающий нас во время этой экскурсии временно исполняющий обязанности первого заместителя главы Краснослободского района Андрей Юрьевич Паничкин. — Ущерб они возместили.

Ущерб – это, конечно, хорошо, но заставили бы еще восстановить то, что разрушили. Но это вряд ли.

В холле здания – добротная лестница, такую раньше видеть приходилось разве что в кино. Кованая, со ступеньками из металла. На взгляд обывателя – настоящее произведение искусства, дошедшее до наших дней.

— Вместе с батареями унести не успели, теперь мы все двери заколотили, постараемся сохранить, — верят в лучшее наши «экскурсоводы» (кроме сотрудника администрации с нами были представители школы).

Но от их оптимизма уже через несколько минут не остается и следа. По пути на второй этаж на целом пролете срезаны кованые перила. Повисает неловкая пауза… Похоже, ни красота, ни старина наших людей не останавливает. Сопровождающие гадают, кто мог это сделать? Пока они докладывают о произошедшем в соответствующие структуры, мы поднимаемся по металлическим ступенькам дальше.

Сейчас такие не строят

4 1e9e5

В кабинете истории пусто и пыльно. Только на стене набекрень повисла сделанная когда-то учениками стенгазета. А вот на стеллажах – настоящий клад: десятки карт, на которых отражены исторические события разных времен. В углу пылится ставший никому ненужным портрет Гёте. На полках сохранились катушки с пленкой. Помните, на уроках истории нам показывали фильмы о военных сражениях? Судя по всему, это они.

Андрей Юрьевич признается, что сам два года учился в этой школе, и хорошо помнит уроки истории, которые вел известный не только в Краснослободске, но и во всей республике краевед Анатолий Лютов. Он много рассказывал об истории школы, о существовавшей здесь когда-то купеческой улице. Обращаем внимание на арочные окна и толщину стен, сейчас такие не строят.

— Полтора метра стена, поэтому и срок эксплуатации здания такой, — поясняет чиновник.

— Здание аварийное?

— Нет, износ, конечно, есть, но оно точно не аварийное.

Вдумайтесь только: здание построили в 1896 году – ему почти 125 лет, и при должном обслуживании прослужит еще не одно десятилетие. Но обслуживать и следить за ним, судя по всему, некому.

«Здесь были…»

1 70f72

На доске в классе, где когда-то детей учили географии, написаны вовсе не географические координаты, а бранные слова. В уголке еще одна любопытная надпись: «27 августа 2020 года здесь были Саня, Лиза, Лера, Арсений». Судя по всему, разбросанные книги и тетради, лабораторное оборудование и рассыпанный по партам и полу порошок из огнетушителя – дело рук этих юных варваров, которые, скорее всего, пробрались в здание через выбитое окно на нижнем этаже. Странное какое-то стремление – все разгромить, просто так, без цели. Может быть, эту «честную компанию» не так уж и сложно вычислить, было бы желание?

В литературном кабинете доска выдрана вместе со штукатуркой. Был бы жив Гоголь, написал бы еще один томик «Мертвых душ». На потолке в центре класса замечаем старинную лепнину, точнее, то, что от нее осталось. Такая лепнина существовала в каждом помещении, но сохранить ее удалось не везде. Там, где потолок сыпался, его отремонтировали. Так, например, в одном из классов побелку закрыли картоном, похожим на тот, из которого делают контейнеры для яиц. И это вам не старина, так обновляли класс лет десять-пятнадцать назад. Как-то неловко стало за такие «современные технологии».

Сцена под куполом

2 36f10

В математическом классе одиноко висел портрет Лобачевского, в кабинете физики в добротном шкафу из массива дерева – старый секундомер, штативы, там, где преподавали химию – разбитые мензурки и реагенты. Ничего этого в новую школу не взяли.

Еще одно необычное школьное помещение – актовый зал. Над входом – красивая арка из мозаичного стекла, над сценой – купол. Окна тоже выбиты, а вырванная рама валяется в самом центре зала.

— Здесь проходили все мероприятия и праздники, — рассказывает Андрей Юрьевич. – Всегда кипела жизнь, репетиции, концерты, не скучали.

А в подтверждение слов нашего собеседника – фотографии из школьной жизни. Они остались висеть на стене.

— Чье это здание? – спрашиваем у сотрудника администрации.

— Оно находится на балансе района. Когда-то это был религиозный объект, возможно, епархия возьмет комплекс существующих здесь зданий. Сейчас как раз решается этот вопрос.

— А если не возьмет, что делать?

— Караул кричать. Потому что в районе на обслуживание здания денег нет. А пока еще сохранить это историческое наследие можно.

Кричать караул представителям администрации, наверное, не по статусу. Не для того ли они и существуют, чтобы решать проблемы? И только ли в деньгах дело? Может, чиновничий формализм тоже присутствует?

Ролик в интернете

О том, что здание громят и грабят практически под носом, чиновники узнали из видеоролика в интернете. Автор кадров Евгения Фомичева – выпускница закрытой школы. Она живет в Москве, а в Краснослободск приезжает к родным. В Краснослободской школе, с которой связано столько воспоминаний, Евгения Фомичева не была много лет. Нынешним летом решила показать место, где училась, своему супругу. Ведь это не просто школа, это объект культурного наследия!

«Вы не представляете, как я была удивлена, когда мы пришли к зданию и увидели выбитую дверь в спортзал, — рассказывает журналистам «ИМ» Евгения. – А то, что творилось в тот момент внутри – просто шокировало».

Пол был завален тетрадями, учебниками, рефератами, землей из цветочных горшков. Кто-то просто ходил и сметал все со стеллажей. И, конечно, нельзя не заметить срезанных отопительных систем.

«Было понятно, что дверь открыта давно, за один день такого не натворишь, — делится Женя. – Я сделала видео и выложила в сеть, откликов оказалось неожиданно много. Десяткам людей небезразлична судьба школы, добровольцы собрались все вместе и навели порядок. А восстановить все остальное не так просто, считаю, что сюда нужно ставить охрану, иначе здание разберут по кирпичику, а вместе с ним и наши теплые воспоминания о школьных годах. Смотреть на все это очень печально, то, к чему нас учили относиться бережно, разрушается…»

Если бы не это видео, то владельцы здания могли еще долго не узнать о происходящем беспределе. Это говорит только о том, что сюда долгое время никто не заглядывал. Закрыли и забыли. И разве здесь дело в деньгах? Наверняка, в новой школе, которая находится совсем рядом, есть охрана, которая могла бы каждое дежурство приходить сюда с проверкой. Безвыходных ситуаций не бывает, было бы желание искать выход…

И если бы Краснослободск был единственным примером бесхозяйственного отношения к имеющемуся имуществу — это полбеды! Не ошибемся, если скажем, что подобные забытые и разворованные здания есть в каждом районе. Так, в Рузаевском районе разбомбили заброшенный профилакторий. Когда-то это было одно из самых популярных мест, здесь лечились по две тысячи человек в год. Потом его закрыли.

Местные власти считают, что содержать такие здания накладно, проще закрыть и забыть. Но неужели содержание сторожа требует таких уж серьезных затрат? Сопоставимы ли они с тем ущербом, который мы получаем после таких вот разграблений?

Строить новые школы, дома культуры, детские сады, а прежние вполне добротные здания отдавать на откуп мародерам — мягко говоря, нехозяйственный подход! Наверняка, им можно и нужно найти применение, и, может быть, об этом стоит задумываться еще до начала строительства новых объектов?

Интересные факты

9 cbf22

Комплекс зданий Краснослободского духовного училища — один из архитектурных памятников прошлого. Оно основано в 1844 году, но тогда еще не было трехэтажного здания. В 1891-м — с момента открытия училища прошло полвека, ученики занимались в старых зданиях, которые требовали ремонта. В 1892 году переднюю площадь, заваленную строительным мусором, очистили, и для училища началось строительство большого парадного трехэтажного корпуса с просторными классными комнатами и своей церковью. Строительство здания заканчивается в 1893 году. Уездное училище, где готовили псаломщиков, существовало вплоть до революции. В декабре 1923 года здесь разместилась городская школа. С момента основания облик зданий сильно изменился, но дух XIX века все равно присутствует. Обращают на себя внимание сводчатые потолки, фигурно кованные внутренние лестницы.

Из распахнутого окна одного из классов закрытой школы сегодня хорошо виден дом с колоннами. Это памятник архитектуры федерального значения. Он был построен в конце 18 – начале 19 века и принадлежал известному в Краснослободске и уезде купцу Муромцеву. Его называли «монополистом-магнатом, захватившим в свои руки всю хлебную закупку».

Ирина Егорова

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости