Воскресенье, 16 марта, 2025

В Якутии есть своя «Мордовия»

«Луганяса келунясь! Луганяса келунясь!..», – песня, знакомая каждому жителю Мордовии. Однако она известна и далеко за ее пределами. Да это и неудивительно, ведь представители мордовского народа живут, пожалуй, в каждом уголке нашей необъятной страны.

О том, как живет мордва в Якутии, корреспонденту «ИМ» рассказала официальный представитель общины «Мордовия» Лариса Рыськина. 

Рыськины: из Мордовии в Айхал

Лариса Рыськина родилась в селе Подгорное Канаково Темниковского района. Отучившись в Краснослободском техникуме на менеджера управления по сельскому хозяйству, еще в 1999 году женщина уехала вслед за будущим супругом Юрием на заработки в поселок Айхал в Якутию.

«В Мордовии в те времена было тяжело с работой. Тогда многие из Темниковского района уехали в Айхал», – вспоминает Лариса Викторовна. 

В Айхале Рыськины узаконили свои отношения, и по сей день живут там.  У Ларисы и Юрия двое сыновей. Старшему Илье – 24 года, младшему Кириллу – 12.

Лариса Рыськина трудится оператором на очистных сооружениях. А несколько лет назад стала официальным представителем мордовской общины в Айхале. И теперь все свободное время она посвящает возрождению культуры и традиций своего народа: репетициям, подготовке к праздникам. Она  и сама активистка, и всё свое семейство «втянула» в насыщенную жизнь мордовской общины.

Мордовская община «Мордовия»

«Мордвы у нас много. Если считать вместе с детьми, человек 250 точно есть. Это и чисто мордовские семьи, и смешанные: мордовско-русские, мордовско — татарские. Но мы их всех называем мордвой, потому что все в свое время приехали из Мордовии», – рассказывает собеседница.

Изначально мордовскую общину в Айхале представлял Владимир Анчин. Все организационные вопросы, касающиеся участия в каких-либо мероприятиях, решал он. Однако второе дыхание айхальская «Мордовия» получила три года назад, с того момента, когда официальным представителем общины стала инициативная, любящая свою культуру Лариса. Сегодня ни одно мероприятие не обходится без голосистой и самобытной мордвы.

«Изначально у нас не было ни одного женского национального костюма. Только парочка мужских рубах», – рассказывает собеседница. 

Самые первые наряды — два костюма для вокального дуэта «Мокша» привезли из родного Темниковского района. Благо, с доставкой проблем нет: из Айхала постоянно кто-то едет в отпуск на малую родину. Тогда их сшила директор Лесно-Цибаевского дома культуры Валентина Лискина.

Затем Лариса Викторовна подключила знакомых, так сказать, «всю родню» к сбору национальных костюмов. Свекровь выслала домашние платья мокшанок, платки. Кто-то помог с пошивом, с лентами для дополнения образов – нашлось достаточно неравнодушных людей, спонсоров, готовых помочь в благом деле. За это Лариса Рыськина безмерно благодарна каждому.

Сегодня у каждого члена общины есть свой костюм.

В деятельности «Мордовии» задействована практически вся айхальская мордва: женщины, дети, мужчины. Основной состав — активисты, которые принимают участие во всех мероприятиях, – 25 человек. Среди них – четверо мужчин, остальные – дети и женщины. Это самые обычные люди разных профессий: акушеры, учителя, кассиры-операционисты, бухгалтеры. Многие из них – многодетные мамы.

Четверо женщин поют в ансамбле «Мокша». В репертуаре самодеятельного коллектива — мокшанские песни, но, конечно, появились и русские, потому что коллектив стали приглашать и на местные праздники, такие как День шахтера.

Репетиции проходят в свободное от работы время.

«Руководители наших организаций всегда идут нам навстречу. В день конкурсного мероприятия освобождают от работы по приказу с оплачиваемым днем», – рассказала женщина.

Однако все было бы бесполезным, если бы, как говорит Лариса Рыськина, не «бойцы невидимого фронта», которые всегда помогают в организации праздников: это и жители Мордовии, и айхальская мордва.

А вот собственного помещения у «Мордовии» пока нет. Но для репетиций администрация поселка выделила место в Доме культуры «Северное сияние».

«Детские костюмы я храню у себя. Взрослые – каждый в своем доме. Весь инвентарь у нас находится в отапливаемых гаражах», – поделилась с нами Лариса Викторовна.

День народного единства. Праздники

Первым мероприятием, где «Мордовия» выступила как община, стал фестиваль национальных культур ко Дню народного единства в 2022 году. Его в Якутии отмечают с особым размахом. В этот день все общины готовят площадки-подворья, на которых представляют свою культуру, традиции, костюмы, национальную кухню. Между общинами проводится конкурс на лучшую презентацию народа и народных традиций. Победитель и призеры награждаются денежной премией.

К первой такой презентации мордовская община готовилась, как могла. Из подручных средств создали наряды, головные уборы, реквизит. Что-то в спешке подшили-ушили, выслали из Темниковского района. Все, как полагается. Представители общины пели песни, угощали блюдами национальной кухни.

В Айхале настолько понравилось мордовское подворье, что их отметило руководство поселка, и с тех пор «Мордовию» приглашают на все мероприятия. С успешным дебютом их поздравила и главный специалист администрации Айхала по культуре, спорту и молодежной политике Евгения Масленникова.

На последующие выступления община готовилась основательно, заранее: дополнила костюмы, Светлана Майорова сделала головные уборы. Финансово помогли земляки: собрали деньги, на которые было закуплено все необходимое. У общины появились флаг, скатерти, посуда. Уже на следующий День народного единства «Мордовия» стала победителем. Тогда они показали обряд «Келуня», совершаемый на праздник Троицы.

Также община принимала участие на концерте в честь выборов Президента РФ, в Масленице, в якутском традиционном празднике лета «Ысыах», знаменующем возрождение природы и начало нового жизненного цикла. Праздник сопровождается обрядами молений, обильными угощениями, народными играми, танцами, национальными состязаниями.

«Нас публика всегда хорошо принимает. Некоторые даже говорят, что пришли ради нас. И ради нашей национальной кухни», – без преувеличения, говорит Лариса Рыськина.

Поза и мокшень пачи – нарасхват

Шефство над национальной кухней с первых дней взяла на себя Нина Ишаева (тоже родом из Темниковского района). Пироги, ал цюкорхт (пшенные яичные плюшки), мокшанские курники – чего только она не готовит! Но самое главное, что полюбилось всем без исключения – это вкуснейшие мокшанские пачи (блины).

Там их готовят двух видов. Нина Ишаева  – специалист по пшенным блинам («суронь пачат»), а Людмила Гусева – по манным («манкань пачат»).

Пачи хозяюшки пекут, придерживаясь старинных бабушкиных рецептов. Для приготовления пшенных блинов необходимы пшенная мука (кладут вместо пшенной каши), яйца, молоко, дрожжи. Для приготовления манных – манную крупу (без муки). Пшенные блины пекутся в духовке, а манные – жарятся на сковороде.

Еще одно полюбившееся айхальцам мордовское блюдо, а вернее, напиток – поза.  Ее делают супруги Абановы – Семен и Валентина.

«В Айхале в восторге от нашей кухни. А позы – и фляги не хватает! Даже сами пробовать не успеваем», – с восторгом говорит Лариса.

Дружба народов. Коренное население

Лариса признается, что когда только приехала в Якутию, она не обращала внимания на культурные традиции народов. Здесь жили русские, татары, украинцы. А якутов было мало. Постепенно их в Айхале становилось больше.

Коренные народы Якутии ведут кочевой образ жизни, живут в юртах и занимаются оленеводством. Однако культура просто восхищает.

«Культура якутов, конечно, очень богатая. У них шикарные костюмы из мехов, украшения, необычные традиции, моления богам. А чего только стоит горловое пение! Очень красиво», – делится впечатлениями женщина.

В свою очередь, якутов удивляют традиции мордвы и восхищают яркие костюмы.

На сегодняшний день в Айхале функционируют одиннадцать общин. Среди них – славянская, бурятская, осетинская, киргизская,  дагестанская, казахская, татаро-башкирская. Между общинами нет разногласий.

«На конкурсах всегда есть соревновательный дух, а вот в повседневности мы общаемся, поддерживаем друг друга, перенимаем какие-то идеи», – рассказала Лариса.

Например, у бурятской общины проходят мастер-классы по древним орнаментам, которые сулят удачу, счастье, здоровье. Такие же орнаменты наносятся и на «боовы» – бурятское печенье, похожее на хворост. Жарится в большом количестве масла. Мордва с удовольствием принимает участие в их мастер-классах.

С любовью к мордовским корням

«К сожалению, в нашей речи уже появляется много русских слов. Сады и школы у нас здесь тоже русскоязычные. Поэтому очень важно, чтобы все наши знания передавались детям. Мы делаем все возможное, чтобы язык и культура жили, потому что мы дорожим своими корнями, – говорит Лариса Викторовна. – Хочу сказать, что дети очень заинтересованы. Им нравится учить и рассказывать стихи на родном мокшанском языке. Родители с ними занимаются, чтобы проработать правильное произношение, чтобы они понимали смысл и могли перевести сказанное. Да, они тоже устают. Но главное, что они все делает с желанием. Смотря на них, я понимаю, что мы все делаем не зря».

Лариса Викторовна гордится  тем, что и ее дети не забывают свой родной язык. Ведь вдали от родины к своим корням и традициям начинаешь относиться с большим теплом и трепетом. Дома у Рыськиных говорят на мокшанском. Старший сын Илья хорошо знает язык и старается говорить на нем, хоть и с акцентом, а вот Кирилл не говорит, но все понимает.

В планах у Ларисы Рыськиной создать сообщества общины в социальных сетях, проводить как можно больше национальных праздников. В следующем году планирует провести Рождественские колядки: в красивых нарядах ходить по домам, приносить  угощения и поздравлять с праздником. А консультируют по народным праздникам «Мордовию» библиотекарь Подгорно-Канаковской сельской биб­лиотеки Ольга Лукашкина и темниковский гармонист Геннадий Уткин.

«Вместе у нас все получится», – уверена Лариса Викторовна.

Сегодня в якутском Айхале работают 11 общин — мордовская, славянская, бурятская, осетинская, киргизская,  дагестанская, казахская, татаро-башкирская… Между общинами нет разногласий.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости