-4.1 C
Саранск
Пятница, 27 декабря, 2024
spot_img

В Ардатов поезда не ходят: отчего уездный город оставили без железной дороги

В социальных сетях участники паблика «Туристический Ардатов» то и дело подкидывают друг другу связанные с родными местами темы. Кто-то задавался и вопросом: «Не наш ли город стал прототипом города Арбатова, в котором Ильф и Петров свели Шуру Балаганова с Остапом Бендером? Города Арбатова в России нет, но есть два Ардатова, и тот, что в «Золотом теленке», похоже, точно наш!».

Версий много, а где правда?

Разных и интересных суждений в паблике много. Есть среди них и связанная с железой дорогой, одна из станций которой носит название «Станция Ардатов». Ее история начинается с 1893 года, когда неподалёку и несколько южнее города Ардатова была пущена в эксплуатацию железная дорога от Саранска в сторону Казани. Позади давно и 20-й век, но до сих пор никто не ответил на вопрос, отчего станцией Ардатов стал не сам уездный город, а село Низовка, которое даже статуса волостного центра не имело? Кто был в этих местах, тот заметил, как железная дорога, изначально нацеленная, как стрела в луке, в сторону города, делает резкий кульбит и уходит в сторону Алатыря, минуя большой, с 1779 года уездный, а в советское время районный город. Словно разобидевшаяся вдрызг невеста, отворачивается она от своего возлюбленного, чтобы по жизни пойти уже не рядом с ним.

Свою версию, отчего, так и не встретившись, разошлись навсегда город Ардатов и железная дорога, которая для одной из своих станций взяла его название, несколько лет назад высказал местный краевед А. Деров. Виновником этого он считает тогдашнего городского голову Терпигорева. Тот, по его словам, «был не очень чистоплотным на совесть человеком, жадным на богатство и страстным картежником». Терпигорев, якобы, пригласил в гости главного инженера строительства железной дороги Зорина, и тот, изрядно опьянев, за один вечер проиграл в карты 6 тысяч рублей. Присутствовавший при этом богач и владелец мельницы Попов предложил инженеру 15 тысяч рублей с условием, что тот направит железную дорогу к его мельнице, минуя город Ардатов. Мельница Попова находилась возле разъезда Басово, который планировался для погрузки и сцепки вагонов. Других остановочных пунктов между станцией Ардатов и разъездом Басово в первоначальном плане строительства дороги не было.

А рядом -«Чукалград»

Во все это верится с трудом. В самом деле, как это, проигравшись в карты, так легко можно расплатиться за свой долг не деньгами из собственного кармана, а очень дорогим, государственной важности проектом? Уже покойный ныне житель села Чукалы П. Исайкин по этому поводу писал, что «железная дорога не прошла через уездный г. Ардатов не по вине городского головы Терпигорева, инженера Зорина и мельника Попова, а из-за рельефа местности, который на этом участке был очень трудным и неудобным для строительства.

«Мне понятно горячее желание А. Дерова, как патриота родного края, чтобы железная дорог проходила через г. Ардатов, — писал он. — Я бы тоже, будь в то время на месте инженера Зорина, провел железную дорогу от Атяшева до Чукал напрямик через алашеевскую впадину и селищинскую гору, а потом, безо всяких взяток, довел ее до милого мне города Ардатова. И, глядишь, на месте родных мне Чукал, этой «жемчужины в овраге», было бы не скучное для молодежи село со сгоревшим клубом, а стоял бы славный город Чукалград».

Две названия и две похожие судьбы

Высказывая разные догадки, местные вспоминают и о писателе Андрее Мельникове-Печерском, который, в одном из своих очерков упоминал об Ардатове, который «более похож на село, чем на город». Или: «Это город, каких на матушке святой Руси довольное количество…». Но хочу ардатовцев огорчить: Мельников-Печерский писал так не о нашем Ардатове, а его «тезке» с Нижегородчины. Последний тоже город, но, как и наш Ардатов, остался без железной дороги, которая из-за несговорчивости местных купцов прошла на 27 километров севернее Ардатова через село Мухтолово. Железнодорожное ведомство предлагало купцам вложиться в строительство железной дороги, но они были против. С их отказом согласился и довольно продвинутый по тем временам человек — предводитель уездного дворянства князь Звенигородский.

«Судя по сохранившейся переписке городских властей с железнодорожным ведомством, такое же предложение, было из Петербурга и нашим купцам. Но жили те достаточно закрыто, не приветствуя изменений и инициатив», — говорит заведующая Ардатовским филиалом Мордовского краеведческого музея имени И.Д. Воронина Зинаида Киушкина.

Жаль, конечно, если и в самом деле все так и было. Не пожадничай тогда купцы, может, и сохранил бы город Ардатов свое значение уездных времен, которое уже в наше время понемногу успели отобрать у него более успешные районные столицы, через которые все же прошли рельсы железной дороги.

Осталась только ностальгия

В наши дни станция Ардатов, которая приписана к Горьковской железной дороге, остается важной в плане грузовых, но утратила значимость для пассажирских перевозок. Народ в «Туристическом Ардатове» не перестает ностальгировать по недавним еще временам, когда со станции Ардатов можно было уехать на пассажирском поезде в любую точку страны. Особенно же популярными были пригородные поезда «Рузаевка — Ардатов» и «Рузаевка — Алатырь». Машинисты, которые их водили, шутили, что в предпраздничные дни оба поезда по своему тоннажу вполне тянули на тяжеловесные грузовые. Машинистам в выходные дни и в самом деле было тяжело. Пассажиры то и дело срывали стоп-кран, и поезда из-за этого могли выбиться из расписания.

«Когда я училась в Саранске, каждый выходной ездила на пригородных или почтово-багажном поезде домой, чтобы сходить на танцы, — вспоминает Надежда Кузьмина. – После танцев – на станцию, где на вокзале народу полно, молодежь возвращается на учебу в Саранск. В поезд еле все вмещались, приходилось ехать даже на ступеньке вагона».

Теперь пассажирские поезда дальнего следования через станцию Ардатов следуют редко, а пригородных и вовсе не стало. «Сейчас это как необитаемый остров, — говорит о станции Олег Курганов. — Вокзал закрыт давно. Касса не работает. Когда кто-то едет на родину, приходится сходить с поезда или в Алатыре или в Чамзинке, что очень неудобно».

Любая железнодорожная станция начинается с вокзала. Ардатовский вокзал строили с учётом уездного статуса города. Он из кирпича, и довольно просторный внутри. Хорошо сохранилось не только построенное в стиле провинциального классицизма само здание, но и табличка на нем с надписью о том, что в мае 1919 года здесь останавливался агитпоезд «Октябрьская революция», главным в котором был председатель ВЦИК М.И. Калинин.

Но тех, кто видел приезд и слышал на станции выступление «всесоюзного старосты», давно уже нет. Зато у местных жителей много личных, связанных с этой станцией воспоминаний. В памяти Татьяны Гришиной остались 50-е годы, когда на перроне перед вокзалом тетя Настя Синебрюхова продавала морс: «Вкуснее я никогда и ничего не пробовала. Мы, малыши, бежали туда, чтобы купить стакан этого напитка. Тетя Настя черпала воду из колодца за невысоким забором из штакетника, а мы думали, что это она черпает там морс. И мы мечтали забраться туда, зачерпнуть целое ведро, чтобы напиться от пуза». А кто-то не забыл постоянного жителя вокзала Ивана Черемушкина, который всем говорил о себе: «Я не шурум-бурум, а Иван Семёныч Черёмушкин!». А когда его там не стало, многие спрашивали друг у друга: «А куда Черемушкин подевался?». И слышали в ответ: «В колодце утонул. То ли сам, то ли помогли». И всегда, казалось, дневали и ночевали на вокзале плясавшие и выпрашивавшие за свои «концерты» денежку цыганята.

На станции была водокачка, из которой заправляли водой паровозы. Ее тоже давно уже нет, но в памяти местных жителей остался главный по воде Николай Матвеевич Батурин.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости