2 C
Саранск
Воскресенье, 24 ноября, 2024
spot_img

Счетная палата оценила состояние транспортной инфраструктуры Приволжского федерального округа

Экономический рост регионов во многом зависит от развития их транспортной инфраструктуры. Такой вывод сделала Счетная палата, проанализировав эту сферу в Приволжском федеральном округе (ПФО). Исследование выявило проблемные зоны в состоянии транспортной сети этого региона, которые не только отрицательно влияют на качество жизни населения, но и значительно снижают возможность развития его экономики. Среди них – перегруженные участки на дорогах федерального и регионального значения, слабая транспортная связь между городскими и сельскими территориями и износ транспортной инфраструктуры в целом.

«Значительное число региональных дорог в Приволжском федеральном округе не имеет необходимых мостов, путепроводов и транспортных развязок, или работает в режиме перегрузки. При этом 83% «узких мест» на автодорогах не включены в региональные программы по развитию транспортной системы, – сообщил на Коллегии аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов. – Для достижения социально-экономических целей субъектам ПФО необходимо продолжить работу по устранению проблемных зон на транспортной сети, которые в настоящее время препятствуют развитию промышленного потенциала макрорегиона».

Анализ показал, что параметры функционирования федеральных и региональных автодорог в ПФО не сбалансированы с учетом запланированного роста интенсивности грузо- и пассажиропотока. Кроме того, не обеспечена транспортная связанность между столицами регионов ПФО с перспективными центрами экономического роста.

Не используется в полной мере и потенциал внутреннего водного транспорта. В частности, за последние три года в четырех субъектах ПФО объемы грузоперевозок на этом виде транспорта снизились в среднем на 22 %. Кроме того, отсутствие гарантированных глубин на участках рек Волга и Вятка ограничивает деятельность промышленных предприятий Кировской области и негативно влияет на транспортную доступность в Самарской и Нижегородской областях. «В настоящее время этот вид сообщения недостаточно развит, хотя отдельные регионы в нем заинтересованы, – считает Валерий Богомолов. – Для решения этих проблем необходимо усилить координацию планов развития инфраструктуры внутреннего водного транспорта на федеральном и региональном уровне».

Как показало исследование, ключевым сдерживающим фактором развития грузо- и пассажироперевозок в регионах ПФО является износ транспортной инфраструктуры. Он негативно влияет и на развитие сельских территорий: значительными темпами снижается численность жителей населенных пунктов, не связанных автодорогами с твердым покрытием. «Более 41 % сельских населенных пунктов субъектов ПФО не связаны общественным транспортом с ближайшим городом. При этом для 21 % населенных пунктов, имеющих автобусное сообщение, время в пути превышает два часа, – рассказал Валерий Богомолов. – Полагаем, что руководству регионов следует проработать вопрос о проведении оценки перспективного пассажиропотока и организации регулярного сообщения для таких населенных пунктов».

По мнению Счетной палаты, выявленные проблемы во многом обусловлены нехваткой средств на развитие транспортной инфраструктуры в ПФО. Так, объемы бюджетных ассигнований на ремонт и содержание автодорог регионального значения в 2021 году составили от 9 % нормативной потребности для Оренбургской области до 59 % в Пермском крае. Финансирование работ по содержанию внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений, расположенных в ПФО, также ниже нормативного.

По итогам анализа контрольное ведомство в том числе рекомендовало Правительству совместно с органами исполнительной власти субъектов ПФО проработать вопросы по приоритезации мероприятий по развитию региональной транспортной инфраструктуры с учетом интенсивности грузо- и пассажиропотока и финансовой обеспеченности, а также по обеспечению сельских населенных пунктов и социально значимых объектов автомобильными дорогами с твердым покрытием и строительству автодорог для транспортной связанности населенных пунктов соседних регионов.

Кроме того, регионам предложено учитывать результаты установленной взаимосвязи параметров экономического роста и развития транспорта при корректировке своих документов стратегического планирования.

Ряд тезисов из экспертно-аналитического мероприятия (Республика Мордовия):

Завершение работ и ввод в эксплуатацию приостановленных объектов региональной собственности планируется пятью субъектами ПФО (республики Башкортостан, Марий Эл, Удмуртская Республика, Кировская и Ульяновская области) только в отношении 45,6 % общего количества указанных объектов (72 единицы). Остальные объекты в основном планируются к списанию (45 объектов, в том числе 31 – в Республике Мордовия, 6 – в Республике Марий Эл, 1 – в Кировской области, 7 – в Республике Башкортостан), к передаче в собственность иного публично-правового образования (17 объектов, в том числе 2 – в Саратовской области, 15 – в Республике Мордовия) или к консервации (1 объект – в Пермском крае).

Расходы федерального бюджета на создание (реконструкцию) федеральных объектов дорожного хозяйства на территории субъектов ПФО за указанный период выросли на 114,3 % и составили в 2021 году 32 419,6 млн рублей, в первом полугодии 2022 года – 20 673,6 млн рублей. Указанные средства в основном направлены на реконструкцию автомобильной дороги М-5 «Урал» на территории Республики Башкортостан, Пензенской и Ульяновской областей, М-7 «Волга» на территории республик Мордовия, Татарстан, Удмуртской и Чувашской республик.

По итогам мероприятия Счетная палата в том числе предлагает высшим должностным лицам республик Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Удмуртской Республики, Пермского края, Кировской, Оренбургской и Пензенской областей поручить высшим исполнительным органам государственной власти регионов проработать вопрос о федеральной поддержке (совместно с Минсельхозом России) реализации мероприятий по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения в части обеспечения сельских населенных пунктов и социально значимых объектов автомобильными дорогами с твердым покрытием.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости