Предложи новость!

Стали очевидцем происшествия, участником интересного события или хотите рассказать о важной проблеме?

Пишите нам на ящик:  izv_mor@moris.ru

tab1 newsday tab2 reclama tab3 predptiyatiya tab4 reportazhi
24523143252_p18944

В Большое Игнатово стремятся попасть многие верующие и страждущие. Сюда в церковь Михаила Архангела влекут людей мощи отца Константина Подгорского. Ведь они, говорят, обладают целительной силой.

Священник, сын священника

В 1918 году священник был распят в селе Киржеманы на двери приходской церкви, в которой служил. Отца Константина его мучители не разрешили даже похоронить с христианскими почестями на сельском кладбище, и он более восьмидесяти лет покоился в одиночестве на пустыре рядом с погостом. Только в 2002 году гроб с мощами священника установили в храме Большого Игнатова. Он долго находился в алтаре, но потом перенесли к Царским вратам, за Распятие.

 

До революции село Киржеманы было самым зажиточным в округе. Была в селе Никольская церковь – деревянная, но на каменном фундаменте, которая также считалась в этих местах самой большой. На служение в нее отец Константин был определен 9 декабря 1910 года. Приехав в село уже в возрасте пятидесяти лет, священник занимался и просветительской деятельностью - построил школы в селах Новое Качаево и Растислаевка, был законоучителем церковной школы. Отец Константин был сыном священника Романа Подгорского, служившего в селе Большие Туваны Курмышского уезда Симбирской губернии (ныне это село Шумерля в Чувашии). Константин, окончив Духовное училище и Духовную семинарию, в разных храмах служил в сане диакона. А после смерти отца стал священником и принял его приход в родном селе Большие Туваны, в котором и служил до перевода в Киржеманы.

 

Супруга Константина Романовича также была из семьи священников. На новом месте Надежда Дмитриевна преподавала в начальных классах и возглавила волостное общество трезвости. Ее в Киржеманах знали как волевую, строгую женщину. При ней мужики боялись даже курить.

Прибили гвоздями к церковной двери

В 1918 году в Киржеманы прибыли для установления Советской власти два представителя, которых местные жители окрестили «делегатами». Отца Константина "делегаты" ненавидели и искали повода для расправы с ним. Ждать пришлось недолго. На 7 ноября в селе был объявлен митинг по случаю годовщины революции, но верующие, а это, считай, все село, пошли вместо митинга в храм "на праздник Дмитрия". 8 ноября, когда отец Константин стоял на амвоне, пришедшие в храм большевики объявили его заговорщиком. Прижав к престолу, сорвали с него крест и облачение и, оставив в нижнем белье, выволокли из храма. Глумясь над священником, запрягли его в бричку, которую его заставили возить по селу. Затем, оставив на отце Константине хомут, водили его по селу до полуночи, избивая вожжами и плеткой. А когда падал он на землю, били ногами. И, наконец, схватив за волосы, приволокли к ступеням храма. Прижав избитое тело священника к церковным дверям, прибили его запястья гвоздями.

 

Так принял смерть за веру священномученик Константин Подгорский. Никто за него не вступился, и это, может быть, оттого, что всего за две недели до этого события жители одного из сел соседней Чувашии хотели спасти своего батюшку от расправы. Отняв его у глумившихся безбожников, избили их. И за это сразу были жестоко наказаны: подоспевший из уезда карательный отряд сжег село.

Каждому – по делам его

До 1919 года священника в Киржеманах не было, а когда назначили другого настоятеля, он не прослужил и года. После гибели Подгорского боялся за свою семью. В начале 30-х годов из соседнего Ичалковского района был послан в Киржеманы священник Стефан Ташкин. Прослужил около двух лет, и тоже уехал. В 1931 году с церкви по указанию властей и вовсе сняли крест. Говорят, никто из взрослых не захотел этого делать. Заставили какого-то подростка, который вскоре умер в Казани. А у столяра Петра Устинова, строгавшего поделки из церковных подоконников, сердце прихватило. Телега "делегатов" по дороге в город на переправе через речку Меню провалилась под лед, оба «делегата» утонули. Извелся и весь род местного активиста Цыпленкова, который вместе с «делегатами» глумился над батюшкой: ни детей, ни внуков не осталось.

«Так я и писал в анкетах…»

А о самом отце Константине жителям Киржеман запретили и вспоминать. Даже десять детей священника старались не говорить о том, что произошло с их отцом. Все они в разное время учились в Казанском университете. Владимир - на физмате, Нина - на медицинском факультете. Старшая дочь священника - Вера Константиновна (так угодно было судьбе) была знакома с Надеждой Крупской. Обе окончили высшие женские Бестужевские курсы, вместе преподавали в воскресной школе Санкт-Петербурга, потом тоже работали вместев Наркомате просвежения: Крупская - зам. наркома,
а Подгорская - начальником отдела. В 1937-м Вера погибла в Надымских лагерях. Самый старший из детей - Николай окончил Землемежевой институт, ушел в большевики. И был первым комиссаром земледелия Казанской губернии. Лидия, Геннадий, Анатолий, Сергей, Евгений, Нина учительствовали. Анатолий во время войны командовал танковой ротой вместе с братом Зои Космодемьянской - Александром. И погибли они в одно время в боях за Прибалтику...
Из потомков отца Константина живет сегодня в Москве академик Российской космической академии Сергей Иванович Юношев. Это сын его дочери Нины. От Сергея Ивановича я и узнал о Константине Подгорском. Правда, и сам академик о своем деде долгое время мало что знал: «Только то, что умер и был похоронен в Киржеманах. Так и писал в анкетах. Правду о его смерти узнал поздно и случайно от сестры моей мамы Лидии Константиновны. И очевидцы потом рассказывали. Они тогда еще живы были. Вот видите, мой дед был священник, а я даже некрещенный…».

Возвращение
Но как оказались мощи отца Константина в церкви Большого Игнатова? Их перенес настоятель храма отец Александр Никитин, которому помогли двое прихожан. К тому времени не только сгнили уже несколько крестов на могиле отца Константина, но и пропал холмик над ней. Трудно было найти место, где он был похоронен, поэтому копали наугад, но попали точно в контур могилы. Когда сняли дерн над могилой, все почувствовали особое благоухание. Не аромат трав - что-то другое. Гроб сохранился так, что словно и не пролежал под землей десятилетия. Нетленными предстали перед взором не только тело священника, но и Евангелие, и крест в его руках. Только указательный палец был сломан и держался на одном сухожилии. Под досками гроба лежала сухая трава. Ее принято класть в могилу. Удивительно, но и она сохранилась. В гробу оказался и кованый гвоздь из тех, которыми батюшку прибивали к церковной двери. Гвозди матушка Надежда в шелковом платке положила возле правого плеча мужа. А когда решили приподнять в гробу тело, из-под ног отца Константина забили два источника. Сапоги были, как будто их надели только вчера. Одежда на батюшке была тоже целой, и риза не выцвела.

 

В храме Михаила Архангела часто мироточат иконы. К этому здесь уже привыкли. Но прихожане не теряют надежды, что когда-то, наконец, причислят к лику святых распятого отца Константина, поклониться мощам которого приезжает в Большое Игнатово народ со всей России. Я и сам видел лик мученика за веру, в котором он изображен в образе святого.

Валентин ПИНЯЕВ

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

 
 

 
 

ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском и смежных правах. При использовании материалов активная ссылка на izvmor.ru (непосредственно на используемый материал) обязательна. 16+

 

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском и смежных правах. При использовании материалов активная ссылка на izvmor.ru (непосредственно на используемый материал) обязательна. 16+


 

Адрес: 430000,
Республика Мордовия,
г. Саранск,
ул. Советская, 22,
Дом Печати
reklama_izvmor@mail.ru
izv_mor@moris.ru


РЕКЛАМА

Контакты

Адрес: 430000,
Республика Мордовия,
г. Саранск,
ул. Советская, 22,
Дом Печати
reklama_izvmor@mail.ru
izv_mor@moris.ru