Необычный памятник есть теперь в Атяшевском районе. Как символ нелегкого крестьянского труда, в ноябре 2019 года у ворот машинно-тракторного парка сельхозпредприятия «Сабанчеевское» подняли на постамент ярко-красный гусеничный трактор ДТ-54. Ведь работа тракториста на селе одна из самых трудных, а гусеничные трактора советского времени и вовсе прозвали «галерами». Наверное, оттого, что условия работы на них были столь тяжелыми, что лишь немногие трактористы соглашались работать на дизелях, и еще меньше дизелистов доживали до пенсии.
42 года на тракторе
О хорошем человеке можно говорить бесконечно. Но уже вижу, как покрывается румянцем лицо Николая Николаевича Федорова. Человек скромный, Федоров согласился рассказать о себе и своей работе лишь после того, как об этом его попросил руководитель хозяйства Дмитрий Игушкин. И все равно скупым на слова оказался собеседник. Быть может, потому, что будни механизатора не так уж богаты на впечатления: в поле уходил с восходом, домой возвращался с закатом солнца. После общения с Федоровым я понял, что не просто так Игушкин рекомендовал героя для очерка. Николай Николаевич действительно заслуживает не только самых теплых слов, но и любого из поощрений, какими много раз отмечали его за 42 года работы трактористом. А когда два года назад провожали Федорова на заслуженный отдых, в благодарность за труд ему подарили гусеничный трактор ДТ-75 с полным баком солярки, на котором работал, и бульдозер к нему. Нет больше в Сабанчееве людей, удостоившихся за свою работу таких почестей. Как и других семей с фамилией Федоров. Первым, кто ее здесь носил, был дед Николая, австрийский военнопленный времен Первой мировой войны. В Сабанчееве дед получил новые для себя имя и фамилию.
Все решил случай
Работал Николай Федоров в колхозе все время трактористом. «Наверное, по стопам отца пошел», — подумал я. Оказалось, нет. «Отца, да и то со стороны, я в первый раз увидел уже лет в семь. Он тогда приезжал к родственникам, — сказал Николай Николаевич. – Еще до моего рождения завербовался в Челябинск и к семье не вернулся». Не знавший отцовского воспитания и мужской поддержки, Николай рос послушным и трудолюбивым, во всем помогал маме, которая одна поднимала четверых детей. И теперь уже для своих троих детей Николай Николаевич — лучший на свете папа. Жену взял с ребенком, и когда злые языки злословили, что девочка Федорову не родная, он брал маленькую Олю на руки, и она радостно прижималась к его пропахшей соляркой одежде. Сейчас Ольга работает медсестрой в Саранске. Старший сын Федоровых Александр тоже тракторист, работает в Сабанчееве на «Джон Дире», младший Дмитрий — помощник пчеловода.
Николая с детства интересовали лошади, он любил подолгу наблюдать, как их кормят, запрягают. Увлекался и техникой, но о том, чтобы стать трактористом, не думал. Получив школьный аттестат, поступил на работу разнорабочим в заготзерно. Может, так и готовил бы комбикорма, не загляни к ним по весне родственник. Как и у всех в селе, у того было неофициальное «имя» – Асимиця. В переводе с эрзянского — Непьющий, хотя и был он далеко не трезвенник. К Федоровым родственник пришел с поля, на котором оставил трактор. Разомлев от угощения, тракторист уже в полдень вспомнил о тракторе и поле, которое ему поручили вспахать. «Пойдем, покатаешься со мной», — позвал он с собой Николая. Вместе проехали с плугом всего два круга, после чего тракторист со словами «Пойду, сигарет куплю», пропал до самого вечера. А когда вернулся, увидел, что поле от края до края вспахано. «Ты, это, сходи завтра к председателю, попросись трактористом», — только и сказал нетрезвый, но очень удивленный добротной работой парня родственник. Ведь то поле – целых шесть гектаров, а борозды от плуга были на нем словно по линейке нарисованы.
— Я и пошел поутру в правление, — вспоминает Федоров. — Председателем был тогда Михаил Дмитриевич, отец нынешнего директора пригородного комбината «Тепличное» Александра Михайловича Живаева. С правами в кармане, что вместе со школьным аттестатом получил. А Михаил Дмитриевич даже смотреть их не стал: «Знаю уже, как вчера отличился. Молодец!». На следующий день стал я напарником на Т-65 у лучшего тракториста Ивана Павловича Учеваткина. В то время на тракторах везде по два тракториста работали. Т-65 сами трактористы прозвали «стилягой» и «болгарином», и первое прозвище, похоже, из-за узких его гусениц. Ведь стилягами были в свое время и модники в брюках «дудочками». Т-65 был придуман для работы на виноградниках, а на наших полях зерно и сахарную свеклу выращивают. Приходилось мне на нем пахать, сеять, грузы разные во-зить, тяжелые машины с кукурузной массой на силосные траншеи затаскивать. С виду неказистый, тракторок оставил приятные воспоминания. Хотя зимой уже при десяти градусах мороза с трудом запускался мотор. И водительская кабина была совсем без защиты от шума, и в нее летела вся пыль».
Тяжелая работа в поле, говорит Федоров, была с косилкой. Трактору нагрузки почти никакой, зато трактористу достаются жара, духота, шум и вибрация, сквозняки в открытые двери и окна в кабине… «А еще косилка часто ломается, забивается травой. Приходится останавливаться и выходить, чтобы ее очистить. Намного сложнее, но для меня самая приятная работа с плугом. В ней важны не только тщательная регулировка плуга, но и навыки тракториста».
С техникой, говорит Николай Николаевич, как с людьми: «Когда долго на одном тракторе работаешь, очень к нему привыкаешь». Но скоро на замену «стиляге» дали Федорову тоже гусеничный ДТ-54. Это трактор той самой марки, на которой «поднимал целину» Леонид Харитонов в роли Ивана Бровкина. За его рычагами был и Василий Шукшин в «Калине красной». ДТ-54 можно видеть в кинокартинах «Дело было в Пенькове», «Первый эшелон», «Чужая родня», «Первый парень», «Ссора в Лукашах», «Битва в пути», «Ход конем». Время любит создавать легенды, и ДТ- 54 в советском тракторостроении и кинематографе — как раз одна из них. Машина, в отличие от Т-54, все равно, что крутой взрослый велосипед в сравнении с детским. Особенно незаменим был ДТ-54 на уборке кукурузы и конопли. На этих работах тоже были комбайны, которые, однако, сами ездить не могли. Тем не менее, прицепные уборочные агрегаты стоили очень дорого, поэтому и работу на них доверяли только самым опытным механизаторам.
И слава его нашла
Федоров никогда не рвался к славе. И когда другие трактористы спешили с работы домой, он все еще оставался возле своего трактора, готовил его к работе на завтра. Не считаясь со временем, работал так потому, что это нужно было колхозу. И радение механизатора «не за свое» не оставалось незамеченным. Кто-то в Сабанчееве всю жизнь работал лишь на одном тракторе, а Федоров за 42 года поменял их чуть ли не десяток. Те, с которыми расставался, передавали другим трактористам, и они исправно работали еще много лет. Последним трактором Федорова был ДТ-75, на котором он и этой весной будет пахать поля фермера. Как лучшего тракториста Мордовии Федорова посылали и в Москву, откуда вернулся с серебряной медалью ВДНХ СССР. Среди его наград — орден Трудовой Славы, Почетные грамоты Республики Мордовия, Минсельхоза СССР и России, много других грамот, дипломов, благодарностей.
Федоров и в 64 года — бодрячок. Потемневшие от солярки пальцы, которыми более четырех десятилетий управлял тракторами, и сегодня выдают в нём одного из тружеников, в благодарность которым в Сабанчееве подняли на постамент ярко-красного цвета трактор.
Валентин ПИНЯЕВ