9.6 C
Саранск
Среда, 24 апреля, 2024

93-летний Петр Фролов из Адратовского района ко Дню Победы вырастит тюльпаны

Что значит жить в полной мере, может осознать только человек, однажды оказавшийся на волосок от смерти. Тот, чья память хранит страшные картины войны. Эти люди, как никто, умеют радоваться мелочам, чувствовать открытой душой и творить счастье своими руками. 

Ветерану Великой Отечественной войны Петру Яковлевичу Фролову 93 года. Признается, смущаясь, что уже устал каждую весну рассказывать журналистам о событиях 1940-х, вспоминать о ранениях, боли и потерянных товарищах. Говорит, что очень уважает прошлое, но предпочитает хорошее настоящее и светлое будущее. 
— Пойдемте, я лучше покажу вам, где тюльпаны посадил. Красные. Они про жизнь, а не про смерть. Настоящее счастье. К празднику Великой Победы как раз должны расцвести, — пригласил нас в свой сад ветеран Петр Яковлевич. 
В огороде у дедушки полный порядок. Несмотря на почтенный возраст, бывший бравый солдат самостоятельно вскопал участок. Подрезал яблони, привел в порядок кусты малины и смородины. На самом видном месте вдоль тропинки — клумба с теми самыми тюльпанами. Пока о прекрасных растениях напоминают только маленькие ростки. 

Из дома — на Дальний Восток 
Усевшись на лавочку, залитую весенним солнцем, Петр Яковлевич всё же начал рассказ о былом. 
— Родился я в бедной крестьянской семье. Детства, считай, и не было. С пеленок трудились. Помогали отцу и матери. В школу я ходил всего четыре года. Учился так себе. Бегал босоногий по деревне, полуголодный с братьями и сестрами, но был счастлив, — говорит Петр Фролов. 
О начале Великой Отечественной войны Петр Фролов узнал подростком. Говорит, тогда даже и представить не мог, насколько ужасной была эта новость. В 1942 году Петра забрали в армию. Несколько дней и ночей страшной дороги в поезде — и совсем юный мальчишка прибыл на Дальний Восток, где и проходил срочную службу. 
— Боевые действия происходили где-то далеко. Но географические расстояния не отделяли нас от того страха, что окутал запад СССР. В письмах родные и друзья писали о погибших. Война не щадила никого, — говорит Петр Яковлевич. 
О Победе Петр Яковлевич узнал также на Дальнем Востоке. Однако солдат и его сослуживцы понимали, что их главный бой ещё впереди. На Ялтинской конференции в феврале 1945 года Иосиф Сталин пообещал союзникам вступить в войну на Тихом океане через три месяца после окончания боевых действий в Европе, и сдержал слово. 
— На самом деле все было решено за два года до этого. На моих глазах строилась железная дорога Комсомольск — Советская Гавань, которая потом использовалась для подвоза войск и боеприпасов, — рассказывает Петр Фролов. 
Нота об объявлении войны была вручена японскому послу в Москве в 17.00 8 августа. В ней говорилось, что боевые действия начнутся 9-го. Однако с учетом разницы во времени на Дальнем Востоке следующий день наступил уже через час. 
— Мирное население роптало: только что одолели немцев, столько смертей и страданий, и вот снова! Но мы были готовы к бою, — вспоминает ветеран Петр Яковлевич Фролов. 
Командовал военной операцией один из лучших советских стратегов Александр Василевский. Разработанный им план предусматривал встречными ударами с трех направлений рассечь и окружить японские войска на территории Маньчжурии, а затем силами Тихоокеанского флота и приданных ему стрелковой дивизии и трех бригад занять Южный Сахалин и Курилы. 
Свое первое и единственное ранение Петр Яковлевич Фролов получил практически сразу. Пуля не дала продолжить борьбу. К счастью для советского народа, боевые действия Русско-Японской войны в основном закончились через 12 дней. Они унесли более 12 тысяч жизней. 
15 августа 1945 года по радио был зачитан указ императора Хирохито о капитуляции, и японцы начали массово сдаваться в плен. После войны Петр Яковлевич ещё долго охранял лагеря с японскими пленными. Затем участвовал в строительстве железной дороги и лишь потом вернулся домой в Мордовию. Женился на девушке по имени Любовь. Со своей второй половиной Петр Яковлевич прожил более 50 лет, пока в буквальном смысле любящих людей не разлучила смерть. 

45 лет у руля 
Трудовая биография Петра Яковлевича Фролова в мирное время связана с «Ардатовским светотехническим заводом». Здесь он работал шофером. На грузовичке, который сегодня считается настоящим раритетом, возил продукцию не только по дорогам нашей республики, но бывал в командировках и за пределами региона. 
— Я любил крутить баранку. И машину свою любил. Едешь, а вдоль трассы красота в любое время года. Бывали и поломки. Со всем справлялся сам, — с гордостью подчеркивает Петр Яковлевич Фролов. 
Родному заводу Петр Фролов посвятил 45 лет. Фронтовик прошел с предприятием годы его становления, развития, процветания. Не смутился и в непростые 90-е. Сегодня с интересом наблюдает за тем, как теперь уже инновационное предприятие осваивает новые горизонты, прославляя Ардатов, Мордовию и Россию. 
— Я знаю, что продукция «Ардатовского светотехнического завода» теперь поставляется в сотни городов по всей стране. Даже в аэропорту Симферополя стоят наши ардатовские светильники. Вот бы мне сейчас за руль и в командировку в Крым! — говорит Петр Фролов. 
Петр Яковлевич без труда подсчитал, что в последний раз садился за руль в 1988 году. А вот точно ответить, сколько у него внуков и правнуков, даже глядя на фотографию, на которой семейство в количестве около 50 человек, так и не смог. Разволновался. Ветеран войны воспитал трёх прекрасных дочерей. Именно они подарили деду и прадеду его продолжение. 
— Семья часто собирается вместе. На 9 Мая из Пензы, Москвы, Ростова-на-Дону и других уголков России летят поздравления в мой дом. Я очень счастлив, без внимания не остаюсь, — говорит ветеран. 
В этом году на главный праздник весны Петр Яковлевич вновь ждет всех в гости. В саду будет накрыт стол, не обойдется без традиционных фронтовых 100 граммов, да и тюльпаны расцветут. Но их ветеран отнесет к обелиску, чтобы почтить память тех, кто не дожил, отдал жизнь за сегодняшнее мирное небо. 

Светлана КУДАШКИНА.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости