Первым, кого встречали гости, пришедшие 8 февраля в Региональный центр выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Мира», был робот Мираслав. Он радостно приветствовал людей, исполнял зажигательные танцы, задавал вопросы и отвечал, когда спрашивали его. На самом деле это больше, чем просто механический человечек. По сути, это компьютер с нейросетью: она распознает голоса, лица людей, выстраивает диалоги.
«Как Ваше настроение, Владимир Дмитриевич?» — в лоб спросил Мираслав Главу республики Владимира Волкова.
«Отличное!» — ответил ожидаемый гость.
«У всех в этом здании всегда прекрасное настроение», — вежливо пояснил робот.
Мира – это двойная звезда в созвездии Кита, шлейф которой простирается на 13 световых лет. Понимаете теперь, почему имя этой звезды выбрано для центра, который стал аналогом знаменитого сочинского «Сириуса», куда съезжаются дети со всей страны? 13 – это символичное число для нашей республики.
Центр «Мира» создан в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» и действует на базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогов «Педагог 13.ру». Это на улице Транспортной, в здании, где раньше работал Мордовский республиканский институт образования. На создание «Миры» было выделено более 215 млн рублей, 211 из которых — это средства федерального, 4,3 млн рублей – из республиканского бюджета.
Это центр дополнительного образования, где саранские школьники и дети из районов республики проходят обучения с выездом на смены. Длительность смены — 24 дня. В декабре здесь были организованы первые смены: по легкой атлетике, агротехнологиям, подготовке шахматистов. Сейчас талантливых ребятишек объединили три других направления: физика и астрономия, математика, информатика. А вообще «Мира» обеспечивает развитие детей в трех областях: «Искусство», «Наука» и «Спорт».
Владимир Волков осмотрел аудитории, где даже в субботу проходят занятия. Руководитель программы «Введение в математику» Любовь Панкратова проводит занятие для шестиклассников.
Глава республики поинтересовался у ребят, не трудные ли задания им здесь дают. Дети отвечали, не тушуясь, что задачки посложнее обычных школьных. А дальше зашла речь о подготовке к олимпиадам.
«Мы должны подтянуть уровень школьного образования по всей республике до олимпиадного, — сказал Владимир Волков. – Тот уровень образования, который получают дети в этом центре и в других школах, рассчитанных на одаренных детей, должен быть повсеместно».
Как оказалось, среди участников смены есть именинник: Даниле Волгутову из Рузаевки исполнилось 13 лет. Глава республики поздравил его и вручил сладкий подарок.
В лаборатории агротехнологии с ребятами работает молодой педагог Илья Хапугин. Дети изучают точное земледелие и селекцию. Пока – в условиях лаборатории. Но в их распоряжении также будут две теплицы, которые уже построены рядом со зданием. Программой предполагаются и работы на отрытом грунте, но они возможны с приходом тепла.
«Поступив в Аграрный институт, эти дети уже на первом курсе будут лучше разбираться в изучаемом предмете», — заключил педагог.
А Владимир Волков поинтересовался, приходили ли уже в эту лабораторию представители сельхозпредприятий, проявляли ли заинтересованность в сотрудничестве.
«Нужно, чтобы не только государство вкладывало средства в технологии, но и организации, для которых готовят будущих молодых специалистов, — подчеркнул Глава республики. – Нужно наладить сотрудничество с реальным сектором экономики, заключать договора».
Решено, что все, кто будет получать целевое направление на учебу в Агроинститут, будут проходить обучение в этой лаборатории. Владимир Волков сделал акцент на важности привлечения молодых специалистов в сельскую местность. Закрепление на местах происходит куда эффективнее, если молодежь приезжает уже семейными парами. Так они получат больше материальной поддержки от государства, а значит и дом построят быстрее, и укореняются прочнее.
Оснащенность физиков и астрономов оценил Иван Утешев, выпускник Республиканского лицея для одаренных, победитель международных олимпиад, а ныне – студент Московского физико-технического института.
— Оборудование хорошее, — резюмировал он. – А теперь главное, чтобы оно работало, не простаивало.
Иван Утешев уже работает в качестве педагога дополнительного образования, он тренирует сборную России школьников по астрофизике. И он уже дал согласие на сотрудничество с «Мирой».
Владимир Волков побывал также в шахматной гостиной, где обосновались юные чемпионы республики, в студиях национальных культур, театрального искусства, литературного творчества. Здесь созданы условия для разностороннего развития юных талантов. А в сенсорной комнате дети после напряженных занятий получают психологическую разгрузку.
А настоящая изюминка центра – это планетарий. То, чего еще не было в Саранске! Захватывающее дух изображение небесной сферы поражает школьников и взрослых.
«Президент России в своем Послании много внимания уделил развитию системе дополнительного образования, — сказал Владимир Волков на встрече с учителями республики. — Мы должны сделать так, чтобы уровень образования в России в целом был выше, чем в других странах. А достигается это системой создания условия, системой эффективных методик работы с детьми».
Татьяна НИКИТИНА.