Оригинальная роспись размером 5х7 метров теперь украшает лестничный пролет, соединяющий второй и третий этажи здания школы №39 г. Саранска. Можно подумать, здесь творили ученики Микеланджело. Но нет, простые ученики, вернее ученицы этой школы. С первого класса им преподавали дизайн, архитектуру, декоративно-прикладное искусство, живопись, композицию и другие дисциплины художественно-эстетического цикла. И вот они на практике показали, чему научились за эти годы.
Расставаясь с 10-м классом перед летними каникулами, учитель изо Марина Лапаева ненароком заметила: «Жалко, что скоро уйдете из школы и ничего не оставите на память о себе». И уже через неделю Ксения Якушкина пришла к ней с эскизом. Она сразу решила, что это будет что-то в стиле эпохи Возрождения, в духе «Афинской школы» Рафаэля. Ксюша – искренний почитатель Рафаэля и Микеланджело. Вместе с мамой специально ездила Италию, чтобы лично увидеть работы великих мастеров, то, о чем так увлекательно рассказывали на уроках МХК. Фрески Сикстинской капеллы в Ватикане поразили школьницу.
Тот эскиз, конечно, в дальнейшем дорабатывался, но основная идея осталась неизменной. Директор школы одобрил стремление ученицы и обеспечил ее краской. Это были бочонки обычной масляной краски, используемой для покраски стен: белая и разнообразный колер. Да уж, Микеланджело такими писать не довелось… А девочки справились.
Ксюша творила не одна. Вместе с ней за работу взялись одноклассницы Маша Мускатиньева и Аня Семенова. Одна она попросту не одолела бы такую масштабную работу.
— Сначала я нанесла изображение угольком, а потом мы стали раскрашивать рисунок, — говорит Ксения. — Дело шло быстро. Вот только залазить на леса быстро надоело. А краска заканчивалась быстро, приходилось спускаться за ней.
На время работы вдоль стены были установлены двухэтажные леса, девочкам приходилось подниматься под протолок. Вот такие вынужденные тренировки…
Автор работы остерегает от использования термина «фреска». Все-таки фреска – это живопись по сырой штукатурке. А в этом случае стена была заново оштукатурена, но уже сухая. Справились за месяц. Но чем больше времени проходит, тем заметнее становятся недостатки, девочкам постоянно хочется что-то подрисовать, исправить.
На этой сложной многофигурной композиции изображены известные персонажи. Есть там даже Петр I. Упоминание об авторах работы осталось в виде личных анаграмм. Но их еще нужно разглядеть, суметь прочитать. Есть и особые секретки, так называемые пасхалки – тайные сообщения, которые прочитает только сведущий человек. И несколько надписей на латыни. Главная, на самом верху гласит: «Аrte et humanitate, labore et scientia» («Искусством и человеколюбием, трудом и знанием»). Это девиз работы, главное послание, которое одиннадцатиклассницы хотели сделать всем, кто увидит их работу.
А недавно Ксения представляла свой проект о роли монументальной живописи в оформлении школы на конкурсе проектов и научно-исследовательских работ «Школьники города – науке 21 века». Технология проектной работы используется в школе на всех предметах. Ксения Якушкина стала победителем в секции «Искусство и технология».
Татьяна НИКИТИНА