Когда ведущий начал объявлять: «Лауреатом первой степени Всероссийского конкурса «Большая перемена» становится…», Кирилл, не справившись с эмоциями, вслух произнес: «Кто же этот счастливый человек?». И тут со сцены, словно ответ на его вопрос, прозвучало: «Морозов Кирилл Алексеевич». Победа! И его, ученика Рузаевской школы №5, назвали первым! Что было потом, парень не может толком описать. Слишком высоким было нервное напряжение в тот момент.
Благодаря конкурсу «Большая перемена» 17-летний Кирилл Морозов заработал миллион рублей. Он целенаправленно готовился к конкурсу, много сил и стараний приложил, чтобы пройти в финал. Но до последнего не был уверен в победе. Ведь конкуренция так высока! Из 3 миллионов школьников, изначально участвовавших в конкурсном отборе, в финал, который проходил в знаменитом «Артеке», попали 1500 ребят. 300 из них стали победителями.
Проект «Руzаеvка»
Как стать победителем этого престижного конкурса, признанного флагманским проектом «Движения Первых», даже сейчас, пройдя весь путь, Кирилл научить никого не сможет. Задания, которые приходится выполнять, не столько сложные, сколько заковыристые, и условия могут меняться по ходу решения задачи. Но если говорить про то, что помогло, это в первую очередь человеческие качества: умение работать в команде, проявлять взаимовыручку, поддерживать сокомандников, стрессоустойчивость, умение быстро переключаться с одной задачи на другую.
— Совершенно не обязательно быть отличником. Но знать историю России необходимо. На конкурсе могут всплывать разные факты, и нужно свободно ориентироваться в них, — говорит Кирилл. — Я до 9 классов класса был отличником, но сейчас «четверок» немало, и все же я смог победить.
Правда, у него это не с первого раза получилось. В 2023 году он дошел только до полуфинала «Большой перемены». А в этом году начал новый забег на длинной конкурсной дистанции. Сначала – дистанционный этап, где нужно было подготовить видеовизитку о себе и написать эссе о том, для чего участвуешь в конкурсе, как он может изменить твою жизнь. Далее – решение кейса: несколько заданий и презентация собственного проекта.
Для проекта Кирилл выбрал направление «Познавай Россию» — это выработка идей с прицелом на развитие туристической привлекательности родного города. Проект «Руzаеvка» Кирилла Морозова предполагает развитие инфраструктуры города и создание интерактивного пространства, знакомящего посетителей с удивительными моментами истории Рузаевки.
– Особенность Рузаевки в том, что это крупный железнодорожный узел. И в первую русскую революцию Афанасий Петрович Байкузов провозгласил Рузаевскую республику. Она, правда, продержалась недолго. Но об этом удивительном периоде, думаю, многим было бы интересно узнать, — убежден школьник.
Он представляет необычный музей в виде шатра на Привокзальной площади, где бы гостей сопровождали переодетые в костюмы той эпохи люди, атмосферу прошлого века поддерживали исторические декорации.
За эту идею и качественное выполнение всех заданий Кирилл получил 190 баллов из 200 возможных. Это высокий результат, но кадет Морозов подал апелляцию. Он рисковал, потому что после апелляции могут как повысить, так и снизить балл. Но он, отстояв свою правду, получил максимум. К полуфиналу, куда прошли 3 тысячи человек со всей страны, он оказался в первой двадцатке участников.
В «Артек» — с баяном
Полуфинал Приволжского федерального округа проходил в августе в Перми. Там конкурсантов разделили на команды, и каждый день давали новые задания. Оценивался командный результат и личный вклад каждого участника. Эксперты смотрели, как человек ведет себя в стрессовой ситуации, как выстраивает коммуникации, как происходит взаимодействие внутри команды.
Готовясь к защите проекта, ребята всю ночь не могли уснуть. Времени на подготовку так было мало… Зато как ярко они вышли на защиту! Кирилл в образе крокодила Гены и девочка-Чебурашка покорили экспертов и конкурсантов. Рузаевский школьник как растянул баян… И они как запели песню… Весь зал тут же стал подпевать. Все-таки не зря он учился в музыкальной школе.
И на финал Кирилл снова поехал с баяном. Все везли с собой большие чемоданы, а он тащил инструмент в футляре и маленький рюкзачок с вещами.
Финал конкурса длился пять дней, а лагерная смена в «Артеке» гораздо дольше — три недели. Яркие, насыщенные интересными встречами, событиями, состязаниями недели. Впрочем, для Кирилла это была уже третья поездка в легендарный лагерь. Два года назад он заслужил путевку в Крым достижениями на музыкальном поприще. А минувшим летом ездил в «Артек» опять-таки благодаря участию в «Большой перемене».
Со своим морским отрядом Морозов доплывал на шлюпке до горы Аю-Даг – а это два километра от лагеря. Но прежде ребята каждый день тренировались: изучали строение шлюпки, навыки гребли, вязания узлов. Под занавес смены прошло морское многоборье. А в летнюю смену Кириллу довелось даже прыгать со шлюпки в открытое море. Конечно, только в спасательном жилете и под наблюдением инструктора. Но это были непередаваемые впечатления!
В морском деле Кириллу помогла кадетская подготовка. А 5-я школа славится именно своими кадетами. Учитель ОБЗР Александр Петрович Котлов обучает детей семафорной азбуке, проводит соревнования по перетягиванию каната. Ежегодно в сентябре у них — Сузгарьевская регата на резиновых лодках.
Серьезных отличий в формате проведения между полуфиналом и финалом не было. Но кто удивил Кирилла, так это дети, заряженные на победу любой ценой.
— Словно они приехали только за деньгами. Но в стрессовой ситуации побеждают не те, кто борется за деньги, а кто думает о своем будущем, — убежден Кирилл Морозов.
Но, конечно, премия — это приятно. Средства целевые. Победитель может направить их на образование и саморазвитие. Можно оплатить обучение в вузе, курсы повышения квалификации, гаджеты, которые применяются в учебе. У одиннадцатиклассника Кирилла Морозова на носу — ЕГЭ и поступление в вуз, поэтому эти вопросы актуальны. В последнее время он увлечен компьютерным дизайном, разработкой мобильных приложений. Хочет развиваться в этой сфере. А еще за победу в финале «Большой перемены» он получит дополнительные баллы в портфолио достижений при поступлении в вуз.
Радость победы с Кириллом разделила и его наставник, педагог-психолог Елена Петровна Масанова, консультировавшая парня на всех этапах конкурса. И когда в разгар заданий каждый конкурсант получил легализованную подсказку «звонок другу», Кирилл звонил именно Елене Петровне.
В финале «Большой перемены» состязались еще два школьника из Мордовии. Ярослав Барашкин (Комсомольская школа №3 Чамзинского района) стал призером и обладателем премии в 200 тысяч рублей. Анна Годяева (гимназия №1 г. Рузаевки) выиграла 100 тысяч рублей.