0.9 C
Саранск
Пятница, 31 января, 2025
spot_img

Педагоги Мордовии внесли предложения в стратегию образования в стране

30 января в Доме Республики обсуждали стратегию развития системы образования до 2040 года. Документ, который носит фундаментальный характер, разрабатывается на федеральном уровне. А в регионах проходит сбор предложений, оценка видения проблем на местах.

В стратегической сессии участвовали заместитель министра просвещения России Андрей Николаев, Глава республики Артём Здунов, педагогическая общественность, а на видеоподключении были все районы Мордовии.

— Нам есть о чем поговорить, — отметил Артём Здунов. — Когда мы привлекаем федеральные средства, боремся за победу в конкурсах, мы берем на себя большую ответственность.

— Не видя конечной точки, сложно выстраивать тактические решения, а тем более решения стратегического характера, здесь нужна политическая установка, — сказал Андрей Николаев. — Было поручение Президента о разработке стратегии. Она должна заложить основу устойчивого развития в системе образования, ориентированную на национальные цели с учетом глобальных вызовов, которые стоят перед нашим государством. Ключевая цель стратегии и ее девиз: «Успех и счастье каждого — для процветания страны, а процветание страны — для успеха и счастья каждого». Гражданин и государство являются друг для друга взаимными гарантами развития.

Приоритетами для отрасли он назвал реализацию потенциала каждого человека, сохранение населения, технологическое лидерство. Достижению этих целей препятствует ряд вызовов. В числе таких вызовов — разрыв между потребностями рынка труда и наличием квалифицированных кадров, демографический спад, уменьшение численности детей, которые придут в школу, а далее станут активными участниками экономической и социальной жизни, разобщенность общественных групп, необходимость обеспечения научно-технологического и производственного суверенитета в условиях санкционного давления. Меры, которые будут предусмотрены стратегией, призваны минимизировать влияние этих вызовов на достижение национальных целей.

Министр образования РМ Елена Солдатова отметила вызовы, наиболее чувствительные для Мордовии.

За время реализации нацпроекта «Образование» республика получила на развитие более 12 млрд рублей из федерального бюджета. На эти средства проводился капитальный ремонт, закупалось современное оборудование, совершенствовалась система школьного питания, произошло много других позитивных изменений. Мордовия — в первой десятке регионов по результативности участия в заключительном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников. Регион занимает 1 место по охвату детей от 5 до 18 лет программами дополнительного образования. Система СПО занимает 14 место в стране и 2 место в округе по синхронизации с потребностями экономики. Республиканский лицей для одаренных — на 15 месте по конкурентоспособности выпускников.

А 4 главных вызова, сдерживающих развитие — это демографический спад, изношенность инфраструктуры, обеспечение научно-технологического и производственного суверенитета, идеологическое давление.

— Одной из самых важных задач считаем формирование культуры цифрового общения и поведения. Полностью поддерживаем переход на государственные учебники, в первую очередь, истории и обществознания. Республика в пилотном проекте по разработке и внедрению учебника региональной истории. Для сохранения исторической памяти и воспитания чувства преемственности поколений запустили несколько содержательных региональных проектов для детей и молодежи. Одно из предложений в стратегию — дальнейшая интеграция просветительских проектов Российского общества «Знание», Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов, «Движения Первых» в урочную и внеурочную деятельность в режиме полного дня. Всё это работает на воспитание ученика, — заключила Елена Солдатова.

Директор Республиканского лицея для одаренных детей Евгений Вдовин говорил о проблеме нехватки инженерных кадров.

— Наш лицей дает хорошую базу для поступления в ведущие профильные вузы, но эффективность нашей деятельности была бы в разы больше при более глубокой подготовке поступающих к нам детей. Необходимо запустить программы, которые будут мотивировать детей на получение технических и естественнонаучных знаний, нужно усилить математическое образование в начальной и основной школе, так как математика — это язык, на котором говорят все точные науки, — отметил он. — Необходимо учитывать прогресс в области современных IT-технологий. Без внедрения отечественных информационных систем и программного обеспечения невозможно развитие этих технологий в образовании и в стране, в целом.

Поддержки талантливых школьников и педагогов работающих с ними, повышение имиджа профессии учителя, совершенствование оплаты труда.

Учитель русского языка и литературы Центра образования «Тавла» Евгения Макарова посетовала на действующую систему оценивания в школе:

— Я вижу разногласия между критериями оценивания школьных письменных работ и экзаменационных работ. Необходим обновленный документ объективных методических подходов к системе школьного оценивания по каждому предмету и каждому виду работ. Требуется внедрение единого учебного плана с фиксированным списком всех учебных дисциплин, спецкурсов и факультативов.

Подводя итоги работы в Мордовии, Андрей Николаев сказал:

— Республика занимает первые строки, входит в десятку по рейтингу тех субъектов Российской Федерации, которые своевременно и в полном объёме выполняют все наши инфраструктурные мероприятия. В первую очередь это касается программы строительства школ, капитального ремонта и других наших инфраструктурных проектов. За период реализации национального проекта «Образование» в регионе с федеральным софинансированием введено 7 школ, 17 детских садов, отремонтировано 38 школ. Мы не останавливаемся, в рамках капремонта уже отобрано 56 школ на наступающий бюджетный цикл.

— В наших планах — продолжать работу в том же темпе, — дополнил Артём Здунов. — На ближайший период мы получим почти 7 миллиардов рублей на капитальный ремонт. Это большая работа, ее нужно сделать быстро, в срок. Одна из ближайших новостроек — школа №9 в Саранске. Она была в аварийном состоянии, родители переживали, где будет школа, хотели чтобы она была на том же месте. Мы уже завершили проект, сделали госэкспертизу и будем строить. Также будем ремонтировать 14 детских садов. По программе «Профессионалитет» у нас уже работает 6 учреждений СПО, они получили современное оборудование. В планах на ближайший бюджетный цикл — еще 4 учреждения.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости