Республиканский лицей для одаренных детей известен своими учениками, завоевывающими победы на олимпиадах самого высокого уровня. Педагоги помогают своим воспитанникам развить имеющиеся способности, найти себя, свое признание. Но, как оказывается, лицей не только судьбу учеников устраивает. Кто-то находит здесь личное счастье, образуя семейные союзы. Нет, не ученики, а их преподаватели.
Победы учеников
Он большой и серьезный, уверенный и спокойный. Она милая и улыбчивая, строгая и рассудительная. Физик и физик. Лириков, то есть гуманитариев, в их семье нет. Муж преподает физику, жена – астрономию. Ирина Николаевна и Сергей Владимирович Безбородовы на днях награждены Почетным знаком Главы республики «За личный вклад в развитие Республики Мордовия». Владимир Волков лично поздравил и поблагодарил за успешную работу всех учителей лицея, которые участвовали в подготовке учеников, ставших в 2019 году победителями и призерами международных олимпиад. Триумфаторами олимпиад высшего уровня стали пять лицеистов, и три из них – воспитанники Безбородовых. Сергей Безбородов вместе с другими педагогами работал с Ильей Просяным, который стал серебряным призером Международной естественнонаучной олимпиады в Катаре, и с Русланом Антоновым, призером Международной астрономической олимпиады в Румынии. Ирина Безбородова занималась подготовкой Кирилла Хайдукова – победителя Международной астрономической олимпиады в Румынии.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}
Выбрала Саранск
Молодые педагоги гордятся своими учениками. А ведь Ирина Кубанова, два года назад ставшая Безбородовой, совсем недавно и сама была на их месте. С 8 класса участвовала в олимпиадах по математике, физике и астрономии. Побед на мировых олимпиадах, правда, не завоевала. Но победителем и призером всероссийской олимпиады становилась неоднократно. В 8 классе она уже училась здесь, в лицее для одаренных. Приехала в Саранск за знаниями из поселка Потьма Зубово-Полянского района. Ирина с нежностью вспоминает те годы. Ей не довелось учиться в том комфортабельном здании, где с 2015 года прописался лицей. Ее альма-матер располагалась в бывшем садике на ул. Попова, в здании 15-й школы.
— Условия обитания у нас были довольно суровые. Не сравнить с тем, что есть сейчас. Зимой в комнатах, где мы жили, было 15 градусов. Зато было душевное тепло, полное взаимопонимание с преподавателями. Было по-домашнему уютно. Нам, так рано оторвавшимся от родителей, это было важно, — вспоминает Ирина.
Победы на российских олимпиадах обеспечили девушке поступление в лучшие столичные вузы. Документы она подавала в Московский авиационный институт и в Мордовский госуниверситет. Прошла и там, и там. Но в итоге выбрала Саранск.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 2}
Когда училась на втором курсе в Институте физики и химии, преподаватели родного лицея попросили прийти на подмену. Учителя с учениками тогда уехали в сочинский «Сириус». Оставшиеся педагоги были перегружены. Ирина согласилась, да так и осталась здесь. Работать с заинтересованными, тянущимися к знаниям детьми оказалось не менее увлекательно, чем самой учиться.
Молодой лаборант
Сергей в лицее не учился. Но он уже здесь работал, когда его будущая жена была ученицей. Непристойного сюжета в этой истории нет. Сергей не преподавал у Ирины. Общаться они стали, только когда девушка пришла работать.
А сам он, когда поступал в Институт физики и химии, никак не предполагал, что станет учителем. Технарь по складу ума, он выбрал фундаментальное образование и видел себя инженером. Еще на преддипломной практике устроился работать на один из саранских заводов, выполнял входной контроль материалов. А когда перед самой защитой его сократили, он даже не расстроился, потому что не надо было разрываться между работой и дипломным проектом. Он поступил в аспирантуру, а потом узнал, что в лицее для одаренных требуется лаборант. Его это устраивал график: занятость на неполный день, возможность совмещать с учебой.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 3}
— А еще меня привлекали к поездкам с детьми. Наши ученики постоянно же ездят на олимпиады в другие города. Отрывать учителей от учебного процесса, от занятий с другими детьми нецелесообразно. Вот и задействуют лаборантов. Только в первый год работы я как сопровождающий двенадцать раз ездил в Москву, а еще в Питер, Челябинск, Беларусь. А поездки – это всегда интересно, они расширяют кругозор, дают возможность увидеть, узнать что-то новое, — отмечает Сергей.
А чтобы стать учителем, ему пришлось сдавать экзамен. Все преподаватели лицея проходят эту стандартную процедуру. Чтобы готовить учеников к олимпиадам, нужно доказать, что сам умеешь решать нестандартные, заковыристые задачки.
Большая семья – это здорово
О том, как молодые люди увидели друг в друге свою судьбу, рассказывает Ирина:
— Мы же оба технари. Склад ума одинаковый, нам легко найти взаимопонимание. Сначала общались как коллеги и постепенно находили все больше общих тем, интересов. Много времени проводили вместе. И постепенно поняли, что не можем друг без друга.
Два года назад они поженились. Благодаря пятипроцентной ипотеке и выделенной им субсидии сразу приобрели двухкомнатную квартиру. А 2019-й год подарил Ирине и Сергею самое главное счастье – рождение дочки. Алисе сейчас 10 месяцев. Когда малышке было полгода, мама вышла на работу: учебный год стартует в сентябре, а значит – пора.
Молодая семья старается обходиться без помощников. Расписание в лицее составлено так, что кто-то из родителей может остаться с дочкой. Когда идут занятия у Сергея, у Ирины нет часов, и наоборот. Спасибо администрации лицея, в этом плане идут навстречу супругам. В редких случаях, когда оба заняты, выручает саранская бабушка, мама Сергея.
Сергей – младший из двух братьев. А вот у Ирины семья большая, она — самая старшая из пяти детей.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 4}
Каково это, расти в многодетной семье?
— Когда есть хорошие родители, такие, как мои, то это здорово, просто отлично! Я благодарна маме и папе за то, что у меня есть сестра и три брата, — делится Ирина. — Но я знаю, какой это огромный труд – быть родителями в большой семье. И я не знаю, решусь ли сама на это. Хотя я старшая дочь, родители никогда не перекладывали на меня свои обязанности, не заставляли сидеть с младшими. Наверное, поэтому я так и люблю сестру и братьев, так дорожу ими, что не пришлось жить их жизнью, мы никогда не мешали друг другу. Я всегда занималась в секциях, рисовала, много времени уделяла учебе.
Дома у Безбородовых работа не заканчивается. Вместе обсуждают прошедшие уроки, помогают друг другу при проверке домашних заданий и планировании занятий. Кто бы мог подумать, но своим ученикам они порой ставят «двойки», как ученикам самых обычных школ.
— Но у нас в лицее ученики привыкли к рейтинговой системе, — поясняет Сергей. — Тот, у кого есть трудолюбие, зарабатывает высокие баллы. Именно это качество во многом определяет успех в учебе. В частности, Илья Просяной это подтверждает. Он приехал учиться в наш лицей из Сочи. Мы познакомились в центре «Сириус». Тогда он учился в 7 классе был, и на олимпиаде, где были предложены типовые задачи, оказался в самом низу рейтинга. Приехав сюда, он в 8 классе, за один учебный год достиг такого высокого результата, что прошел на международную олимпиаду и даже стал призером.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 5}
Хотят ли молодые родители, чтобы их дочь училась в лицее?
— Это будет зависеть от того, захочет ли этого она сама, — говорит молодая мама. – Самое плохое, что родитель может сделать для своего ребенка, — заставлять его чем-то заниматься. По ученикам вижу, какая тяга к знаниям есть у тех, кто сам выбирает направление учебы, и как учится ребенок, когда его заставляют родители… Если наша дочь захочет рисовать, значит будет развиваться в этом направлении, если ее увлекут точные науки, значит будет заниматься этим.
Новый год Безбородовы считают семейным праздником. И в этот раз, как всегда соберутся со своими многочисленными родственниками. Когда долго не видятся, не могут наговориться, насмотреться друг на друга. И их Алисе есть с кем поиграть. Ее двоюродные сестры и братья присоединятся к семейному торжеству.
Татьяна НИКИТИНА