11.2 C
Саранск
Четверг, 25 апреля, 2024

В Саранске покажут уникальные фотохроники Степана Эрьзи

К 143-летию со дня рождения Степана Эрьзи в Саранске покажут уникальные фотографии, снятые итальянским аристократом Даниэле Тинелли. 24-летний наследник старинного знатного рода Даниэле Тинелли,  успевший получить высшее образование по химии в одном из европейских вузов, в 1865 году прибыл в Россию. По свидетельствам наследников, он питал страсть к путешествиям и серьезно увлекался фотографией. Мало того, у него имелся редкостный для того времени чудо-прибор – фотоаппарат. 

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}

Приключения итальянского дворянина в России растянулись на долгие сорок лет. И судя по всему, знатная родословная открыла иностранцу двери в дома влиятельных персон Российской империи, где его почитали как высококвалифицированного фотохудожника. Даниэле Тинелли тесно общался с семейством Трубецких, старшим братом супруги Александра II – князем Владимиром Долгоруким, графом Воронцовым-Дашковым и другими высокопоставленными российскими особами. На до сих пор сохранившихся негативах Тинелли запечатлены семейства и особняки знатных россиян. Хотя, есть и немало архитектурных, природных пейзажей, петербургских и московских улиц, площадей, храмов. Как настоящий фотограф, он снимал все подряд, особенно его интересовали быт простых людей.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 2}

И, кроме того, его как художника привлекало общение с такими же  одержимыми изобразительным творчеством личностями. В частности, Даниэле Тинелли был знаком с выдающимся русским живописцем Ильей Репиным и тогда начинающим талантливым скульптором Степаном Нефёдовым, которого позже весь мир узнал под псевдонимом Эрьзя. Несмотря на большую разницу в возрасте (итальянец был старше мордовского художника-самородка на 45 лет) Тинелли и Эрьзя очень подружились.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 3}

Известно, что в 1906 году, после возвращения 70-летнего Даниэле из Москвы на Родину, скульптор навещал его в фамильном поместье на берегу озера Лаго-Маджоре. И как рассказывал недавно один из потомков Тинелли, Карло Джероза, многие родственники итальянца с откровенной ревностью оценивали столь близкую привязанность двух неординарных личностей и подозревали, будто Эрьзя – внебрачный сын Даниэле. Тем более что в России у фотографа случился роман с русской красавицей Анной. Но те страстные отношения ни коим образом не связаны с судьбой Степана Нефедова, родившегося в селе Баево в обычной крестьянской семье. Зато знакомство сельского парня с итальянским дворянином сыграло немалую роль в жизни скульптора. И именно первая творческая командировка мордовского скульптора в Италию открыла ему путь к европейскому признанию.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 4}

Кстати, говорят, вилла Тинелли до сих пор существует. А богатейшим фото-архивом Даниэле сейчас владеет Карло Джероза. Правда, уникальный материал за рубежом, увы, мало востребован.

Лишь в 1980 году синьор Джероза по приглашению посольства СССР в Милане приезжал в Москву, где была показана часть снимков его предка. Сам наследник признавался, что не имеет представления об организации подобных экспозиций, но заверял: «буду рад, если такая возможность представится еще раз».

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 5}

И вот теперь снимки маэстро Тинелли приехали на родину Эрьзи. Этому посодействовала уроженка Саранска Алина Сорокина, живущая теперь в Италии. На экспозиции «Due masteri: Даниэль Тинелли и Степан Эрьзя», которая откроется 8 ноября в Музее Эрьзи по ул. Коммунистической, 61, зрители увидят портреты мордовского скульптора, снятые итальянским фотографом в разные годы, а также дивные пейзажи окрестностей Лаго-Маджоре.

Мила МЕЛЬНИКОВА

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости