В Саранской школе-интернате, где учатся ребята с нарушением слуха, прошёл вечер поэзии.
«Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, —
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года», — проникновенно читала школьница Екатерина Кочнева, изящными взмахами рук иллюстрируя есенинские строки:
«До сегодня ещё мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес…»
Артем Пырчев вдохновенного рассказывал: «Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром»,
Изображая жестами, как:
«На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой».
Елена Кирюшкина прочла отрывок из поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», Кристина Петрова — басню Крылова «Ворона и Лисица».
Впрочем, школьники не ограничились произведениями авторов из обязательной общеобразовательной программы. Диана Осипян выбрала для выступления доброе стихотворение Михаила Исаковского «Вишня», Денис Геля – лирическое сочинение «Полянка» мордовского поэта Александра Норкина.
Алиса Ханина артистично исполнила по-детски незатейливое произведение Доры Хайкиной «Бабушкины годы». Надежда Байкова с юмором прочла и показала философски-ироничный стих «Пойду схожу за счастьем на базар».
А юная Кира Ваняшина не побоялась взять пронзительное и совершенно взрослое по глубине стихотворение о самоотверженном героизме «В госпитале» Ольги Бертгольц.
Существует обывательское мнение, что люди, лишенные слуха, не способны говорить. Хотя в последние время всё большей популярностью на фестивалях пользуется такой жанр, как жестовая песня. Правда, там неслышащие исполнители выступают под «плюсовые» фонограммы известных артистов, синхронно безмолвно артикулируя и жестикулируя в такт певцам.
А тут ребята с проблемами слуха не просто воспроизводили поэтические тексты на жестовом языке, но и читали стихи собственным голосом! «Среди взрослых исполнителей такое не практикуется», — заверила журналиста «Известий Мордовии» руководитель регионального отделение ВОГ Ольга Зубаровская.
А школьникам удалось овладеть искусством речевой декламации благодаря кропотливым регулярным занятиям с педагогами и сурдопереводчиками. И особое значение сыграло участие ребят в кружках, организованных в рамках проекта «Жестовый язык – родной и необходимый». Там они под руководством опытных наставников не только совершенствуют навыки выразительной артикуляции и жестового перевода, но и расширяют свой лексический арсенал, овладевают сценическими навыками, учатся держаться и говорить на публику.
Кстати, эти умения нужны не столько для сценических выступлений, но, наверняка, пригодятся неслышащим людям в обычной жизни и в общении с окружающими.
Мила МЕЛЬНИКОВА