Впервые в Саранске демонстрируется экспозиция, на которой собраны произведения представителей трех поколений династии известных художников Соколовых – Левенталь.
Шагнув в выставочный зал Республиканского музея им. Эрьзи, сначала ощущаешь себя будто в театральном закулисье. Вдоль одной стены – «штакетник» с нарядами, рулоны кружев и тканей, на другой – эскизы супер-занавесов, сказочных декораций и костюмов. И обворожительно эффектные, в лубочном стиле, панно, сложенные их пестрых лоскутков.
Пройдя чуть дальше, опять застываешь перед пейзажами, натюрмортами и портретами, написанными Алексеем Соколовым словно нарочито небрежно и размашисто, но затягивающими своей внутренней глубиной. И еще больше удивляешься, обнаружив в окружении самаркандских мотивов, девушку-мордовочку в национальном платье. А потом замираешь, чувствуя нежное тепло и трогательную нежность, глядя на работы Ирины Витман. Впервые в Саранске демонстрируется экспозиция, на которой собраны произведения представителей трех поколений династии известных художников Соколовых – Левенталь.
Как рассказала директор Эрьзинского музея Людмила Нарбекова: «Студенты первого призыва Саранского художественного училища в конце 1970-х благоговели перед творческим своеобразием Алексея Соколова». Он, кстати, родом из соседней, Пензенской области. После окончания Российской Академии художеств вместе с супругой-соратницей Ириной Витман путешествовал по Франции, по притягательным своим сочным колоритом регионам Азии. И с тем же удовольствием совершал визиты в Мордовию, дружил с саранским коллегой Александром Мухиным. Их связывало как неординарное отношение к реальности, так и то, что оба воевали на фронтах Великой Отечественной. А Ирина Витман за оборону Ленинграда была отмечена соответствующей медалью и званием «Герой пожарной службы». При этом их произведения наполнены неизбывным оптимизмом и светлым, добрым лиризмом.
Дочка Алексея Дмитриевича и Ирины Ивановны Марина опровергла скептическое утверждение о том, что природе свойственно отдыхать на детях гениев. Она по-своему ярко реализовалась в изобразительном искусстве. Наверняка, все знают культовые отечественные анимационные фильмы «Левша», «Поди туда – не знаю куда», «Времена года», снятые советскими классиками-режиссерами Иваном Ивановым-Вано, Юрием Норштейном, Владимиром Данилевичем в тандеме с художником Мариной Соколовой.
Разнообразный и самобытный художественный дар Марины Алексеевны также воплотился в декорациях и костюмах к постановкам Большого театра, Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича–Данченко, Театра на Малой Бронной, МХТа им. А.П. Чехова, Театра «Московская оперетта», Кукольного театра С. Образцова и др. Она оформила около 150 спектаклей, часть из них – в сотрудничестве с мужем, художником театра и кино Валерием Левенталем.
Теперь уже их дочь Екатерина продолжает творческую династию. Так сложилось, что, по окончании театральной мастерской живописного факультета Суриковский института, она почти 30 лет живет и трудится в США, преподавала историю искусств в Еврейском университете в Балтиморе, занималась индивидуально с начинающими художниками, даёт уроки живописи и рисования в своей сельской студии. Авторские фрески Кати Левенталь украшают резиденции многих состоятельных особ, торговые центры в Нью-Йорке, Пальмовый пляж во Флориде. Ее компания создает Рождественские оконные дисплеи на центральных улицах Нью-Йорка и Чикаго. При этом Екатерина никогда не порывала связей с Родиной. В Москве у неё есть мастерская, и она нередко приезжает в Россию с творческими проектами.
И вот теперь привезла в Саранск экспозицию произведений династии Соколовых-Витман-Левенталь, которая органично вписалась в пространство Музея Эрьзи на Коммунистической, 61.