23.4 C
Саранск
Понедельник, 9 сентября, 2024
spot_img

Мордовская зимняя сказка очаровала жителей Швейцарии

В один из морозных январских дней ельниковские краеведы и начальник районного отдела культуры Ольга Кузина принимали гостей из столицы Швейцарии Берна, семью Кларич.

Ирина Кларич давно мечтала посетить родину своей прабабушки Евдокии Васильевны, старшей дочери ельниковского купца Василия Широкова, чей двухэтажный дом до сих пор красуется в центре села.

«ИМ» пару лет назад рассказывали историю этого дома. Рачительный хозяин построил его в начале XX века. На втором этаже добротного, крытого железом, здания проживала семья Василия Федоровича, на первом – размещалась торговая лавка, а подвал с небольшим зарешеченным окном, скорее всего, использовался под склад.
По сведениям ельниковских краеведов, Василий Фёдорович отличался хорошим предпринимательским чутьем, и торговля приносила ему солидный доход. Правда, после октябрьской революции 1917 года, новая власть национализировала купеческую недвижимость, а прежние хозяева были вынуждены искать спасения подальше от родных мест.

В здании дома Широковых в разные годы находилась штаб-квартира волостного Совета и райкома, отдел милиции и НКВД, сельская общеобразовательная школа. Последние более полувека там базируется редакция районной газеты «Ельниковская трибуна».

Однако местным исследователям долгое время не удавалось выяснить, как сложилась судьба близких Василия Фёдоровича, покинувших отчие края. Лишь в конце 2021 года ельниковские краеведы получили по электронной почте письма от правнучки купца – Надежды Целлер (Пителиной) и праправнучки Ирины Кларич (Тихомировой).
Совместными стараниями они выяснили, что у Василия Федоровича было три дочери – Евдокия, Екатерина, Антонина и сын Федор.

Надежда Серафимовна – внучка младшей Антонины (1884–1918), которая вышла замуж за краснослободского мещанина Алексея Пителина (1882–1918). Их дочь Надежда и сын Серафим окончили Краснослободское педучилище. А потом Серафима Алексеевича направили в Сибирь «на борьбу с безграмотностью».
Надежда Серафимовна родилась в Новосибирске, сейчас живёт в Краснодаре. Прошлой осенью она приезжала в Мордовию, неделю работала в Саранске, в поисках дополнительной информации о предках перелопатила гору документов в Республиканском госархиве, затем в – архиве соседней Пензенской области. Разумеется, навестила Ельники и Краснослободск.

А вот другой наследнице ельниковского купца Широкова в связи с известными санкционными обстоятельствами попасть из Швейцарии в Россию оказалось гораздо сложнее. Но Ирина Кларич, одержимая желанием посетить родину предков, в начале 2024 года всё-таки сумела реализовать давнюю мечту, пусть для этого потребовалось совершить лишний крюк через третьи страны. Зато она привезла в Мордовию и мужа Зорана, и дочек Надю Нию и Элени Анну.

Они тщательно готовились к этой поездке, просчитывали маршрут, переписывались с ельниковским историком Еленой Никишовой и краслослободским краеведом Анатолием Лутовым.

Ирин Кларич – правнучка старшей дочери купца Широкова Евдокии, вышедшей замуж за краснослободского мещанина Андриана Ивановича Тихомирова (1864–1930), который занимался мясной торговлей. У них было восемь детей. И в пору коллективизации многие Тихомировы, в том числе, Евдокия Васильевна, перебрались подальше на Восток, обосновались в Челябинске. Её младший сын Лев Андрианович, дед Ирины в советское время начинал трудовую карьеру рядовым счетоводом на Челябинском мясокомбинате. Но благодаря отменному усердию и профессионализму впоследствии возглавил и руководил одним их крупнейших трестов СССР. Ирина, помнит, как в раннем детстве вместе с дедом однажды навещала Краснослободск.
Но в Ельниках прежде она никогда не бывала, хотя очень хотела увидеть родину прабабушки.

Кстати, Ирина Кларич, наша коллега. В юности она окончила Челябинский госуниверситет по специальности радиожурналистика. В середине 1990-х с присущим молодости максимализмом решила покорить Америку и рванула в Нью-Йорк. Там вышла замуж за швейцарца Роджера Хирта. В начале 2000-х они перебрались
в Швейцарию, а своего первенца назвали, как принято в Европе, двойным именем Саша Лео (Лео – латинская версия от Лев, в честь Ирининого деда).

Увы, первый её брак вскоре распался. Зато судьба подарила ей встречу с Зораном Кларичем. Он – этнический хорват, но, по словам супругов, трагические истории их предков во многом похожи, наверное, поэтому Ирина и Зоран лучше понимают друг друга. Причем в семье они общаются на русском языке, и все дети Ирины, и дочки, и старший сын отлично свободно разговаривают, читают и пишут на русском языке…

В Ельниках швейцарские гости, прежде всего, конечно, хотели посмотреть дом своего предка. Шагая по сельской улице, устеленной пушистым покрывалом, любуясь поблескивающими в солнечных лучах снежинками, они искренне радовались: «Как в сказке!»

Кларичи с особым волнением переступили порог редакции «Ельниковской трибуны», прошли по комнатам, где когда-то звучали голоса Широковых. Обратили внимание, что на потолке сохранились элементы изначального рельефного декора, и отметили, что старинное здание за долгие годы эксплуатации, в целом, неплохо сохранилось.
Гости охотно прогулялись по историческому центру сёла, ознакомились с экспонатами местного краеведческого музея.

Разумеется, радушные ельниковцы напоили их душистым чаем на травах, накормили фирменными мордовскими блинами со свежей густой сметаной и мёдом. И судя по всему, такие привычные для сельчан яства гостям понравились больше всяких ресторанных изысков.

В уютной атмосфере, за чашкой чая, гости расспрашивали о сегодняшнем дне сельчан, о национальном составе современного населения, интересовались особенностями мордовских языков и т.п.

— Мы поражены, с каким трепетом здесь относятся к сохранению народных традиций, берегут историю. Хотели бы внести посильную лепту в деятельность музея, — предложил растроганный Зоран. Ирина не только передала ельниковским краеведам электронные копии фотографий прабабушки и её детей. Они с Зораном внесли средства на необходимое музею экспозиционное оснащение.

А ельниковцы на память подарили потомкам купца Широкова нарядную этническую пятиместную матрёшку, расписанную местной художницей Татьяной Чикаревой, книги и фотоальбомы по искусству и истории края. А в дорогу вручили каленые в печи яйца, сало и хлеб.

Кроме, Ельников, Кларичи заехали в Краснослабодск. Переночевав в одном из Саранских отелей, из Мордовии отправились в Санкт-Петербург, куда после экспроприации имущества бежал с семьёй сын ельниковского купца, Фёдор Васильевич Широкова.

На следующий день Ирина сообщила гостеприимным ельниковцам: «Дочки, впервые попробовав печёные яйца, тут же полезли в Интернет искать рецепт, как приготовить такую вкуснотищу».

Очарованные зимней мордовской сказкой и душевной теплотой хозяев, Кларичи обещали «обязательно приехать в Ельники ещё летом».

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости