17.3 C
Саранск
Суббота, 27 апреля, 2024

Многоликий Дмитрий Мишечкин

Знаю, многие зрители ходят в Мордовский национальный драмтеатр специально «на Мишечкина». То есть на спектакли, в которых занят Дмитрий Мишечкин. И не принципиально, кого он играет – главного или второстепенного персонажа.

Старец и ловелас

На вопрос «какая из ролей для него самая дорогая?» он отвечает коротко: «все». И в этом ни капли не лукавит и не кокетничает. Потому что каждую роль он проживает, влезает в шкуру своего героя, проецирует на себя его судьбу, всякий раз буквально ощущает то, что чувствует его герой, терзается его сомнениями, мыслями. И в каждом спектакле Мишечкин – разный, он умеет находить едва уловимые психологические полутона, от чего у зрителей то мурашки по спине, то скулы сводит от хохота.

А в постановке «Крыша поехала» по рассказам Шукшина Мишечкин умудрялся играть сразу две роли – хлипкого, нервозного, раздражительного шофёра Веню Зяблицкого и напыщенного ехидного интеллектуала-горожанина Глеба Капустина. В комедии Лопе де Вега «Чудеса пренебрежения…» великолепен его мудрый весельчак Эрнандо, знающий толк в искусстве соблазнения женщин. В мелодраме «Спасение любовью» по пьесе современного финского драматурга А. Крогерус Мишечкин предстаёт внешне эффектным, стильным телеведущим Лаури, страдающим от душевного одиночества и непонимания в собственной семье. В Пушкинской «Капитанской дочке» он играет лживого, циничного, жёсткого Алексея Швабрина, в Гоголевской «Женитьбе» — энергичного, напористого деятельного Илью Кочкарева, в драме Валентины Мишаниной «Босиком по облакам» — одолеваемого муками совести лётчика Павла, сумевшего посадить самолёта с заклинившими шасси и спасти пассажиров, но считающего себя виновным в случившейся авиакатастрофе. А в драме «Дочь некрещеного мордвина» Мишечкин, фонтанируя многообразием комичных красок, играет суетливого вдовца Мокея, эдакого деда Щукаря.

Почему-то режиссёры чаще ему доверяют возрастных персонажей, хотя в театральной труппе хватает зрелых актёров старшего поколения. Но ещё в начале творческой биографии двадцатипятилетний Дмитрий Мишечкин удивил своей органикой, сыграв сурового, прагматичного купца Максим Русаков в комедии А. Островский «Не в свои сани не садись», а позже – столяра Луку в мюзикле «Страсти по Каштанке» по Чехову.

Кстати, и дебютировал 22-летний Мишечкин на сцене Национального театра в образе одного из старейшин в постановке по мотивам мордовского эпоса «Тюштя». Хотя есть в его актёрском арсенале и романтичные образы. Вернее, Дмитрий старается каждого своего героя рисовать «многослойными». К примеру, в комедии А. Толстого «Делец» у хваткого менеджера Мебиуса в исполнении Мишечкина проявляется ранимая поэтическая душа.

Чем Мишечкин покоряет публику? Он и сам не знает.

Партитура роли

Теперь уже никто и не догадывается о когда-то существовавшем дефекте речи. Как и зрители, увлеченно следящие за фееричной игрой экспрессивного Мишечкина, не догадываются, что всякий раз он жутко волнуется перед выходом на сцену. Что текст каждой роли на эрзянском или мокшанском он учит, как музыкант партитуру. Национальные языки он знает на бытовом уровне (мама Дмитрия — эрзянка, папа – мокшанин). В детстве они отвозили сына погостить к бабушкам в деревню, но дома в городе общались все на русском. Так что Дмитрию, кроме создания драматургического рисунка роли, приходится дополнительно с помощью педагогов и опытных коллег штудировать лексику и фонетику национального произношения.

Но зрителям, пожалуй, не особо интересна вся эта закулисная кухня. Важен результат. Чтобы или мурашки по спине, или хохотать от души.

— Мне одинаково интересно играть и классику, и современную драматургию, интересно пробовать себя в чем-то новом, — откровенничает Дмитрий Мишечкин. – Как актёру мне хочется играть разные характеры. Интересно работать с разными режиссёрами. Главное, у нас в театре коллектив единомышленников.

Кстати, коллеги считают его отличным сценическим партнёром: «С ним комфортно играть, он никогда не «тянет одеяло на себя».

О личных успехах Дмитрий Мишечкин не говорит. Хотя он единственный из местных актёров трижды в разные годы отмечался премией Главы Мордовии «За лучшую мужскую роль» и один раз – «За лучшую роль второго плана». В 2018 году жюри XII Международного фестиваля театров финно-угорских народов «Майатул» также присудило ему награду за «Лучшую мужскую роль второго плана» (за роль Коли в комедии «Деревенские страсти»).

А под занавес Года театра Дмитрию Мишечкину присвоили звание «Заслуженный артист Мордовии».

Мила МЕЛЬНИКОВА.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости