-3.1 C
Саранск
Пятница, 3 февраля, 2023
spot_img

Кто в Мордовии играет на «космических» инструментах?

 

При всей содержательной насыщенности «Ночи искусств» в Национальной библиотеке им. А. С. Пушкина наибольшее внимание многочисленных гостей привлекли необычные «космические» мелодии. Они расплывались, заполняя окрестности, проникали в сердца, окутывая их душевной загадочностью. Взрослые невольно прикрывали веки, мысленно переносясь в беззаботные дали. Ребятня с любопытством разглядывала «какие-то большие тазы» на коленях современных магов, чьи руки плавно «танцевали» по металлической поверхности, извлекая чарующие звуки. 

«А можно попробовать?» – робко спрашивали загипнотизированные дети. Маги не возражали и с готовностью отвечали на вопросы: «Что это такое?», «Как называется?», «А «Мурку» сыграть получится?» 

Поскольку с одним из библиотечных триумфаторов мне довелось познакомиться раньше на вернисаже одной из выставок в Музее Эрьзи, а экзотический инструмент, как выясняется, вызывает широкий интерес, возникло желание рассказать читателям о новом явлении в культурном пространстве Мордовии. 

Музыкальные искания 

Дмитрий Алыхов говорит, что всегда слушал различную музыку, в разном возрасте отдавая предпочтения тем стилям, жанрам и исполнителям, которые на тот период совпадали с его мировосприятием, – западный и отечественный рок, русский шансон и «кислотный» инструментал, классику и даже кое-что из популярной эстрады. 

— Разве что рэп до сих пор не понимаю, не моё, — признается Дмитрий. – До творчества Высоцкого созрел уже в достаточно сознательном возрасте. Конечно, на формирование вкусов оказывают влияние родители. Я не исключение. Впитывал поначалу то, что нравилось им. Они не имеют никакого отношения к музыкальному искусству. Папа по профессии журналист, работал в одной из республиканских газет. 

В музыкальных школах Дмитрий никогда не учился. Но в юности, усевшись на ступеньках в подъезде, вместе с приятелями осваивал аккорды шестиструнки, стирая до крови пальцы. 

– Пел, как многие в подростковую пору, дворовые романсы о несчастной любви, — с улыбкой вспоминает Дмитрий. – И самым дорогим подарком к 16-летию для меня оказалась простенькая, без наворотов гитара. Родители дали деньги, и я побежал в универмаг, где тогда продавались инструменты. 
После общеобразовательной школы окончил строительно- архитектурный факультет. Кстати, в вузе Алыхов несколько лет выступал в команде КВН. Теперь его основная трудовая деятельность отчасти связана со строительными материалами. 

«Поющая летающая тарелка» 

А загадочный, малоизвестный саранской публике музыкальный инструмент в судьбе Дмитрия появился совершенно случайно. 

— Как-то жена смотрела по телевизору шоу «Минута славы». Я не особо активный телезритель, но в тот момент почему-то оказался близко, и меня притянула к экрану необычная мелодия, к тому же её на чем-то, напоминающем летающую тарелку, исполняла девушка, — вспоминает Дмитрий. — Она пояснила, что это ханг. Кстати, та девушка — Лидия Игольникова из Самары. Она профессиональная виолончелистка, выпускница Академии культуры и искусств, не только как музыкант изучает инструменты семейства хэндпан, но и вместе с психологом Виктором Исаевым проводит сеансы ханговой терапии. 

Меня настолько поразил необычный инструмент, что я принялся искать информацию о нем в Интернете. Узнал, что изначально его создали не столько как музыкальный, а как инструмент для медитаций. Нашел в Сети записи, часами их упоенно слушал. Но мне очень хотелось не просто слушать, а самому взять его в руки и извлекать звуки. 

Новогодний подарок от Вещего Олега 

К слову, в том же Интернете несложно найти сведения, где и за сколько можно приобрести инструмент. 

— Правда, пыл страстного желания несколько остывает, когда видишь стоимость, — иронизирует Дмитрий. 

Но заветная мечта окончательно не угасла. Он подписался на один из сайтов, чтобы получать новые сведения, касающиеся инструментов. И накануне Нового года вдруг увидел в рассылках информацию. Украинский мастер Олег Вещий, занимающийся изготовлением язычковых мелодических идиофонов ваджрагхантов, выставил на реализацию инструмент по сравнительно невысокой цене. Взвесив собственные финансовые возможности и заручившись одобрением супруги, Дмитрий решил, что покупка не нанесет фатального ущерба семейному бюджету. 

Обычно мастер делает инструмент вручную, по индивидуальному заказу с учетом различных технических и иных пожеланий заказчика. В стоимость калькулируются расходы на материал, сложность технологического процесса. Некоторые инструменты оформляются инкрустацией, авторским дизайном и т.п. Что, соответственно, повышает цену. А тут заказчик по какой-то причине отказался получать своей инструмент. Зато осуществилась мечта саранского меломана, околдованного звуками чудо-инструмента. 

— Посылка шла до Мордовии около двух месяцев. А когда получил её на почте, принес домой, — испытал неописуемую эйфорию. Принялся осваивать технику звукоизвлечения, — делится впечатлениями Алыхов. 

Дмитрий уверяет, что его музицирование соседей по многоэтажке и домочадцев не возмущает. 

— Напротив, супруга меня всецело поддерживает. Сыну третий год, он просто растет в атмосфере космических мелодий папиного инструмента и воспринимает его с такой же обыденностью, как воздух, — шутит Дмитрий. 

Культурные «безобразия» 

Как любому музыканту, Алыхову мало получать наслаждение самому, хочется делиться им с окружающими. Потому Дмитрий охотно соглашается выступать на публику, будь то музей, библиотека, презентация художественной выставки саранского живописца в арт-кафе… Летом пробовал играть на улице в центре города, около памятника Ушакову. Там теперь нередко можно слышать молодых саранских авторов-исполнителей, играющих и поющих для души и на радость прохожим. Но «космический» инструмент Дмитрия, бесспорно, больше остальных привлекает любопытство прогуливающихся по скверу горожан и гостей региональной столицы. 

Кстати, до недавних пор Алыхов считал, что в Саранске, кроме него, на металлическом идиофоне никто не играет. А потом его через соцсети нашел «коллега» — Михаил Русейкин. Миша — из подмосковного Жуковского, учится сейчас в Медицинском институте местного вуза и тоже увлечён игрой на «космическом» инструменте. 

Как раз дуэт Алыхова и Русейкина вызвал восторг участников библиотечной «Ночи искусств». 

— У Михаила более совершенный, мембранный инструмент, издающий льющиеся звуки, — поясняет Дмитрий. – Мой ваджрагханта – язычковый, он более «тяжелый» в плане звукоизвлечения. 

Для Дмитрия и Михаила игра на экзотических инструментах – хобби. И за свои выступления они не требуют никаких гонораров. Правда, их увлечение иногда вызывает странную реакцию. К примеру, летом Михаил попробовал порадовать красивой музыкой посетителей городского ПКиО. Охранники почему-то решили, будто он играет с корыстной целью — собрать деньги и запретили парню «устраивать безобразия в месте культурного отдыха». 
Но увлеченные энтузиасты уверены, что их искусство окажется востребованным. Дмитрий планирует в перспективе организовать в Саранске сообщество или школу, где будет знакомить всех желающих со сказочным инструментом. 

Инструмент медитации 

Ханг (нем. Hang) – ударный, перкуссионный инструмент, состоящий из двух соединенных между собой металлических полусфер. Инструмент был разработан в 2000 году Феликсом Ронером и Сабиной Шерер из швейцарского города Берн в результате многолетнего изучения карибского стального барабана и многих других резонирующих барабанных инструментов со всего света: гонга, традиционного индонезийского оркестра – гамелана, гатама, барабанов, колокольчиков. «Hang» в переводе с немецкого языка (с бернским диалектом) означает «рука». Фактически звуки возникают в процессе прикосновения исполнителя к верхней полусфере различными частями руки – кончиками пальцев, основанием кисти, ладонью, запястьем. Обычно музыкант располагает ханг на коленях. В России этот инструмент впервые услышали в 2008 году, когда израильский мультиинструменталист Тимур Хакима дал ханг-концерт в московском клубе «Музей чая». Но уже через два года состоялся Первый Московский фестиваль ханга и диджериду. Сейчас инструменты «семейства хангов» завоёвывают всё большую популярность, они всё чаще звучат на этнических фестивалях.

Мила МЕЛЬНИКОВА.

Поделиться
-

Новости партнеров

spot_img

Последние новости