1.2 C
Саранск
Пятница, 29 марта, 2024
spot_img

Как скульптурка Эрьзи стала талисманом для династии талантливых художников Тоидзе

На экспозиции «Степан Эрьзя и мы», открывшейся в московском Выставочном зале на Кузнецком мосту, 11, кроме 13 произведений из коллекции саранского музея изобразительных искусств, вниманию широкой общественности впервые демонстрируется несколько его произведений из частных собраний. Есть здесь и мраморная головка из коллекции живописца Нателлы Тоидзе, супруги известного кинорежиссера Вадима Абрашитова. Она наследница династии талантливых художников, внучка – ученика самого Ильи Репина Мосе Тоидзе, одного из учредителей Академии художеств СССР. Её отец Георгий Тоидзе – известный скульптор и график, а дядя плакатист Ираклий Тоидзе — автор знаменитого плаката «Родина-мать зовет!».

 — Я с рождения помню эту мраморную головку, долгое время она лежала на подоконнике в мастерской деда, — вспоминает Нателла Георгиевна. – Дед её приобрёл у советского скульптора Марины Рындзюнской. Она была на год младше Эрьзи (1877–1946), как он также училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у выдающегося русского скульптора Сергея Волнухина.

По окончании училища Рындзюнская провела полгода в творческой командировке во Франции. Вероятно, они были знакомы со Степаном Дмитриевичем. Но, к сожалению, не сохранилось сведений, как эта работа Эрьзи попала к Марине Давыдовне. Она тоже была талантливым и довольно востребованным в Советском Союзе скульптором, близко дружила с женой Сталина Надеждой Алиллуевой. При этом Рындзюнская всегда оставалась человеком бескомпромиссным в творчестве, относилась к скульптуре не как к средству заработка, а как к высокому искусству. А в финансово сложный период она продала имевшуюся у неё, созданную молодым Эрьзей, мраморную работу моему деду. Потом головка по наследству перешла мне.

 — А Вам не предлагали ее выкупить?

— У меня ни разу и мысли не возникало расстаться с ней. Она как семейный талисман, талисман некоего жизненно-творческого начала. Сначала для деда, его сыновей, потом – для меня. Сколько себя помню, она всегда радом. Это неотъемлемая часть моего существования. Думаю, также как и для моих детей.

 — Тем не менее, на выставку согласились отдать?

 — Да! И выставка, действительно, получилась необычайно разнообразной. Давно ничего подобного не видела. Посмотрев её, будучи живописцем, вдруг поймала себя на мысли: не начать ли и мне лепить? Отрадно, что у Эрьзи сегодня есть достойные творческие наследники.

Мила МЕЛЬНИКОВА

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости