Фестивальный «выстрел»
Торбеевский танцевальный ансамбль «Интеграл» громко «выстрелил» лет пятнадцать назад на гала-концерте республиканского фестиваля «Шумбрат, Мордовия!». Юные девушки в национальных костюмах даже не плясали. Они, скорее, совершали некий этнический обряд, отбивая ритм ногами и аккомпанируя себе хлопками ладоней. Зрители просто ахнули.
— Надо же так придумать! – не скрывали восхищения профессионалы.
— Наверное, в Торбееве появился суперхореограф, — мелькнула у меня догадка.
А «выстрел» получился совсем не одиночным. С тех пор торбеевский коллектив с математическим названием не перестаёт удивлять, ежегодно выдавая нечто эдакое. То у них «Шокшанская игровая», то «Потешки с собиранием хвороста» и громадными деревянными колесами, которыми ловко «жонглируют», перекатывая их по сцене, хрупкие девчонки. То «Вечерние зазывы» под кричалки-скороговорки. То на сцене ожил колоритный обряд «Проводы лета», то старинная традиция «Беления холста». То мудрёное, с философским смыслом «Хождение спиной».
Признаюсь, меня разбирало любопытство, кто сочиняет такие оригинальные постановки и как они вообще возникают? Разыскать автора оказалось совсем не сложно. Татьяна Пониматкина трудится в Торбеевском РДК, ещё поёт в вокальном ансамбле «Васедема» при местном клубе «Аллегро».
Случайный выбор
Хореографом она стала почти случайно. Таня выросла в многодетной семье, она младшая из шести братьев и сестёр. В родном Дракино занималась в школьной самодеятельности, где читала стихи, немного танцевала, а больше пела. Тем не менее, окончив школу, поехала поступать в Институт национальный культуры на отделение, готовившее руководителей вокальной самодеятельности. Но неожиданно для себя почему-то отдала документы на специальность хореографа.
Признаётся, что учиться в вузе было непросто.
— Мне повезло с вузовскими наставниками, — вспоминает Татьяна. – Наталья Атитанова, Наталья Мельник, Александр Бурнаев много дали в профессиональном плане. Нам преподавали и классику, и жанровый танец, но особый акцент делался именно на народное направление. Но меня поначалу тянуло в модерн. И Александр Гаврилович снисходительно разрешал: «Пусть ставит, что получается».
Жизнь на языке танца
Народная тема возникла, когда Татьяна вернулась в родной район. Вернее, там она тоже ставила эстрадные композиции в стиле модерн. Но возникла потребность найти что-то такое, что никто не делал. В Дракино, к примеру, никто не помнит национальных танцев.
Поэтому она и начала искать любую информацию об этнических традициях шокши. Кое-что нашла в библиотеке, какие-то сведения — в интернете. Но основой вдохновения оказались рассказы мамы, Раисы Александровны, которая подробно описала, как девчонкой вместе с подружками собирала хворост, как трудились в поле, как в молодости отмечали праздники и т.д. В голове Татьяны мамины воспоминания сами собой превращались в сценический рисунок с последовательными переходами от действия к действию. Так сюжеты из народной жизни она переводит на «язык танца», понятный зрителям.
На костюмы самодеятельному коллективу средств не выделялось.
— Поэтому, — вспоминает хореограф, — поначалу собирали шокшанские наряды по сёлам: рубахи, жилетки, бусы и т.д. Кроме того, требовалось научить девочек носить такую одежу, обматывать ноги онучами, ходить в лаптях. Когда в 2019 году на фестивале «Шумбрат, Мордовия!» за творческие успехи нам вручили сертификат на 300 тысяч рублей, мы, наконец, пошили собственные сценические костюмы и закупили специальную танцевальную обувь трёх видов.
Для музыкального «сопровождения» Татьяна Пониматкина приспособила «шумовые инструменты», в качестве которых использовались …цинковые вёдра, печные заслонки и другие вещи сельского обихода. Они как раз очень даже созвучны стилистике этнической народной культуры.
На зависть профессионалам
Творческие находки торбеевского хореографа давно оценили специалисты самого высокого ранга. Многие её постановки заслужили награды не только республиканских, но и международных фестивалей, конкурсов. На одном из танцевальных чемпионатов мордовскому «Интегралу» за победу вручили путевку в Германию. Но у самодеятельных торбеевских артистов возникли проблемы с оформлением заграничных виз. И в качестве альтернативы районное руководство командировало их на фестиваль …в Керчь.
— Таня отличается исключительным вкусом во всём. В подборе костюмов, построении композиции. Её работам присуща сценическая эстетика, — отмечает директор Республиканской хореографической школы Наталья Мельник. – Она на редкость трудоспособная, в творчестве для неё не существует мелочей. И в коллективе у неё безупречная дисциплина. Без всего этого добиться весомых результатов не получится.
Участницы первого набора «Интеграла» репетировали ежедневно по три часа. За беспричинные пропуски и иные нарушения провинившихся без лишних разговоров исключали из коллектива.
Зато фестивальные победы и зрительский успех лучше всего остального стимулировали самодеятельных артистов на серьёзную работу.
«Генералы игрушек»
Выпустив очередной призыв повзрослевших артисток, в этом году Татьяна набрала новый состав. Пока десять человек. Бывшие участницы «Интеграла» сейчас приводят к Пониматкиной уже собственных сыновей и дочек. Двоих ребят родители привозят даже из Спасска соседней Пензенской области.
— С малышами ставить сложные композиции рано, — объясняет хореограф. – Сначала я предлагаю им игровые танцы.
К примеру, в январе Татьяна взялась репетировать с новичками шуточную композицию «Генералы игрушек».
— Я выросла среди мальчишек, потому отлично знаю разные «казаки-разбойники», запросто могу смастерить из деревяшки автомат. Говорю ребятам: «… а тут нужно спрятаться под стол». А они смотрят растерянно: «Как это?». И пришлось мне, взрослой тёте, вставать на четвереньки и учить их, как на карачках ползать под столом, — смеётся Пониматкина.
Смех смехом, однако видео- запись торбеевских «Генералов…» набрала с соцсетях рекордное число просмотров и несколько тысяч «лайков». А на международном конкурсе «Startfest-2021» дебютный танец новобранцев «Интеграла» завоевал Гран-при. И это лишь ещё одно начало в творческой биографии талантливого хореографа из торбеевской глубинки.
Мила МЕЛЬНИКОВА.