Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») и НАПИ проанализировали, как изменялись средние цены на наиболее востребованные новые автомобили в июле 2022 года. Пять из 20 наиболее популярных моделей автомобилей стали доступнее. Еще 14 машин сохранили ценники июня. Из тренда выбился только подорожавший кроссовер Kia Sportage. В августе ожидается аналогичное точечное снижение цен.
Сразу стоит отметить, что причина подорожания всегда популярного Kia Sportage – это долгожданный приход на рынок модели нового поколения, которая стала больше, вместительнее и лучше оснащенной по сравнению с предшественницей. По сути, из класса компактных кроссоверов он переместился на ступеньку выше – в среднеразмерные. По нынешним временам это более чем достаточное оправдание подорожания почти на 300 тысяч рублей или на 10%. К слову, машина прежнего поколения без малейших обновлений прибавила за полгода 23,5% – с 2,37 миллиона рублей в январе до 2,92 миллиона в июне.
Оказавшийся лидером нашего рейтинга Haval Jolion отметился в июле средней ценой в 2,25 миллиона рублей. Это на 6% ниже, чем в июне. Возможно, именно это стало одной из причин того, что китайский «паркетник» по итогам второго месяца лета укрепился на пятом месте по продажам в абсолютном зачете моделей. Напомним, что до этого момента модель очень существенно прибавила в цене — 44% по итогам перового полугодия 2022.
«Кровный» родственник Haval, вседорожник модели F7, пытался в июле привлечь ценой, которая оказалась почти на 80 тысяч рублей или на 3% меньше июньской. Однако в абсолютных цифрах средний ценник по-прежнему выглядит малопривлекательным для большинства клиентов – 2,92 миллиона рублей. Машина, которая еще в начале текущего года стоила порядка двух миллионов, пока неизбежно теряет потенциальных покупателей.
В свою очередь, два других «китайца», вошедших в наш рейтинг – Geely Coolray (2,58 миллиона руб.) и Chery Tiggo 8 Pro (3,62 миллиона) — становиться дешевле и вовсе отнюдь не спешили.
А вот по Skoda Rapid (1,23 миллиона) можно второй месяц подряд наблюдать тенденцию снижения цены. В июле корректировка составила 4,2%. Другой вопрос, что у дилеров этих машин осталось немного – всего несколько сотен на всю Россию. По сути, мы наблюдали распродажу остатков некогда одной их самых востребованных моделей размерного класса B.
И наконец, замкнули «пятерку» подешевевших машин две модели Lada — Niva Legeng (947 тыс. руб., — 1,46%) и Granta (869 тыс. руб., – 0,45%). Здесь незначительное снижение цены обеспечили «раздетые» комплектации Classic. Обе модификации сейчас делают кассу заводу.
Другая, еще весной самая популярная модель АвтоВАЗа, Lada Vesta также не подешевела за второй месяц лета: ее средняя цена сохранилась в июле на отметке в 1,38 миллиона рубелей. Запасы дорестайлинговых машин данной модели постепенно заканчиваются даже у самых рачительных дилеров. При этом завод в Ижевске в июле успел выпустить лишь несколько сотен Lada Vesta уже в обновленном кузове, но на этом сборка окончательно остановлена. Те дилеры, которые уже получили эти машины, выставили их с заоблачными ценниками под два миллиона рублей. Так как новых поставок Vesta до 2023 года скорее всего не будет, то снижения цен по ней ожидать не стоит. Не уменьшалась, но и не повышалась цена на две другие тольяттинские модели — Lada Largus (1,36 миллиона) и Lada Niva Travel (1,16 миллиона).
Жаль, но UAZ Patriot, который так же, как Granta и Niva Legend, стали собирать в «оптимизированных» комплектациях, пока так и не добрался до дилеров. По крайней мере, в июле снижения средней цены не случилось и по этой модели.
Топ-20 популярных автомобилей по динамике изменения цен за июль 2022 года
№ | Марка и модель | Средняя цена в январе 2022 | Средняя цена в июне 2022 | Средняя цена в июле 2022 | Динамика июнь 2022/январь 2022 | Динамика июль 2022/июнь 2022 |
1 | HAVAL JOLION | 1 674 714 | 2 404 714 | 2 254 714 | 43,59% | -6,24% |
2 | SKODA RAPID | 1 231 369 | 1 278 875 | 1 225 182 | 3,86% | -4,20% |
3 | HAVAL F7 | 2 037 571 | 2 999 000 | 2 920 429 | 47,19% | -2,62% |
4 | LADA NIVA LEGEND | 826 600 | 961 200 | 947 173 | 16,28% | -1,46% |
5 | LADA GRANTA | 746 480 | 873 261 | 869 319 | 16,98% | -0,45% |
6 | LADA VESTA | 1 117 202 | 1 381 086 | 1 381 086 | 23,62% | 0,00% |
7 | KIA RIO | 1 172 400 | 1 592 400 | 1 592 400 | 35,82% | 0,00% |
8 | HYUNDAI SOLARIS | 1 119 091 | 1 585 786 | 1 585 786 | 41,70% | 0,00% |
9 | HYUNDAI CRETA | 1 588 706 | 2 148 706 | 2 148 706 | 35,25% | 0,00% |
10 | LADA LARGUS | 977 082 | 1 358 536 | 1 358 536 | 39,04% | 0,00% |
11 | HYUNDAI TUCSON | 2 529 000 | 3 269 000 | 3 269 000 | 29,26% | 0,00% |
12 | RENAULT LOGAN | 964 000 | 1 325 875 | 1 325 875 | 37,54% | 0,00% |
13 | KIA SELTOS | 1 788 233 | 2 335 376 | 2 335 376 | 30,60% | 0,00% |
14 | UAZ PATRIOT | 1 431 286 | 1 871 429 | 1 871 429 | 30,75% | 0,00% |
15 | LADA NIVA TRAVEL | 974 100 | 1 160 900 | 1 160 900 | 19,18% | 0,00% |
16 | GEELY COOLRAY | 1 621 990 | 2 577 990 | 2 577 990 | 58,94% | 0,00% |
17 | CHERY TIGGO 8 PRO | 2 183 299 | 3 616 900 | 3 616 900 | 65,66% | 0,00% |
18 | KIA CERATO | 1 688 233 | 2 230 733 | 2 230 733 | 32,13% | 0,00% |
19 | KIA RIO X | 1 245 456 | 1 685 456 | 1 685 456 | 35, 33% | 0,00% |
20 | KIA SPORTAGE | 2 367 627 | 2 923 650 | 3 215 582 | 23,48% | 9,99% |
*Источник данных: НАПИ (Национальное агентство промышленной информации)
Малолитражки Kia Rio и Rio X, Hyundai Solaris и Renault Logan всё реже, но еще можно найти в салонах. Средняя цена в 1,3-1,6 миллиона по ним не менялась. «Заморожены» ценники были и на популярные корейские кроссоверы и седаны – два Kia, Seltos и Cerato, два Hyundai, Creta и Tucson.
Подорожания автомобилей, которое рынок обычно переживал в преддверии осени, в этом году скорее всего не будет. Цены на многие модели уже итак находятся на заградительном уровне. В то же время дефицит, сохраняющийся на рынке, не дает предпосылок к тому, что последний месяц лета принесет и сколько-нибудь существенное удешевление большинства машин. Во многих случаях новые автомобили если и станут доступнее, то только точечно. Как, например, это делают китайские марки, нащупавшие «потолок» спроса в прежние месяцы. Кроме того, те дилеры, финансовое состояние которых будет неизбежно требовать пополнения запасов оборотных средств, могут чаще пойти на уступки клиентам за счет снижения своей маржинальности сделок. Положительную роль в снижении конечных розничных цен может сыграть и увеличение конкуренции в сегменте китайских машин. Однако на рекомендуемых розничных ценах импортеров из Поднебесной это вряд ли отразится.