Сейчас, прежде чем записать ребенка в школу, родители проводят большую подготовительную работу: выбирают учителя, программу, по которой он работает, интересуются материально-технической оснащенностью учебного заведения. И не всегда выбор делается в пользу той школы, что ближе к дому.
Сейчас, прежде чем записать ребенка в школу, родители проводят большую подготовительную работу: выбирают учителя, программу, по которой он работает, интересуются материально-технической оснащенностью учебного заведения. И не всегда выбор делается в пользу той школы, что ближе к дому.
В 30-е годы таких вопросов не стояло. Выполнение программы всеобуча, ставшего важнейшей задачей советской власти, на первоначальном этапе требовало того, чтобы всем хватило места в школе. Но вместе с тем ставится и вопрос качества образования: кто и как учит детей? На страницах газеты «Красная Мордовия» шло живое обсуждение проблем системы образования.
1930-й год. 73% населения Мордовии неграмотно. Но некоторые достижения у мордвы уже есть. «Первое — в этом году ликвидирована неграмотность у 100000 человек. Второе — организована мордовская советская школа первой ступени с учебниками на родном языке. Третье — отрыты средние мордовские учебные заведения: рабфаки, техникумы. Четвертое — создание мордовской прессы, выпускаются газеты на двух наречиях: эрзянском и мокшанском». В 1929-1930 учебном году в Мордовии насчитывалось 123957 детей в возрасте 8-11 лет, но школой было охвачено 55,9%, а детей коренного населения – 51,7%. «В 1930-31 учебном году предполагается охватить школой 124500 детей. Это потребует 2903 учителя. В настоящее время в области имеется 1036 школ, в них работает 1948 человек».
А уже в 1934 году зав. облоно Важдаев со страницы газеты рапортует: «Мы выполнили всеобуч. Начальной школой охвачено 100 процентов детей, подлежащих обучению. Контингент учащихся начальных школ вырос с 134222 человек в 1931 году до 176790 в текущем учебном году. Контингент учащихся средних школ возрос с 9331 до 24270. Возросло количество начальных и средних школ Мордовии: в 1931 году начальных школ было 1132, теперь 1262. Средних школ было 46, теперь – 198».
После того как начальный всеобуч был выполнен, Мордовия приступила к решению задач по среднему всеобучу. Но ощущалась острая нехватка школьных зданий, не хватало средств на ремонт школ и обеспечение их топливом.
Накануне нового, 1934-1935 учебного года корреспонденты с мест докладывают, что не все школы готовы принять учеников. Автор Игонин из Ромодановского района пишет: «В прошлом году из-за отсутствия топлива в районе была масса перерывов в школьных занятиях (по отдельным школам до месяца). Но и в этом году имеется реальная угроза повторения прошлогодних безобразий. Роно установил норму топлива по 5 кубометров на печь. Этого количества на отопительный сезон совершенно недостаточно. Но даже и эта норма не выполняется».
«Болдасевская школа Ичалковского района к новому учебному году не готовится. Достройка нового помещения затягивается. Дрова до настоящего времени не подвезены, хотя лесоматериал и дрова находятся от школы всего в 6 километрах. Руководство школы не сумело привлечь к этому делу население. Колхоз, имеющий достаточно рабочей силы, не оказал школе никакой помощи», — говорится в заметке Белова.
«Ремонт, учебники, топливо, кадры – неотложные вопросы на сегодня» — так формулирует газета потребности системы образования.
В 1936 году в СССР было запланировано построить 1607 школ в городах и рабочих поселках – всего на 890530 ученических мест. В Мордовии в том году сдавали 3 школы на 2640 ученических мест. Одной из новостроек стало здание школы №12, куда она переехала из старого помещения. «1 октября с здания школы будут сняты последние леса. На зеркальной черной доске, прибитой к дверям, будет красоваться вывеска: Саранская средняя школа №12», — в преддверии радостного события пишет П.Сидорин.
Обучение на родном языке провозглашается облоно политической задачей. В 1933 – 34 учебном году мордовские школы впервые получили учебники и программы на родном языке. Но проблем было немало.
«1933-1934 учебный год закончился в Ардатоском районе очень плачевно: 800 учащихся, из них около 500 человек мордвы в течение учебного года «отсеялись». Это составляет 13 процентов к общему числу учащихся. 10 процентов составляют второгодники. Таким образом школьное производство района дало 23 процента брака. Такие позорные, из ряда вон выходящие показатели получились потому, что район встретил учебный год неподготовленным. Школы прекращали занятия из-за отсутствия педагогов, из-за неприхода учащихся на занятия. Районные руководящие организации на школы не обращали должного внимания».
Да, проблема с кадрами ощущалась остро. Квалификация педагогов не всегда соответствовала требуемому уровню.
В 1937 году газета пишет о проведенной в Ельниковском районе аттестации учителей. «Аттестация показала, что воспитание детей в школах часто доверялось малограмотным людям, не имеющим никакой подготовки. Проведен контрольный диктант. Вот показатели письма некоторых педагогов. Утешева Мяфтюха (татарка), педстаж 4 года, образование 5 классов. На 135 слов диктанта допустила 87 грамматических ошибок. Костина Е. П., русская, педстаж 7 лет, образование низшее. На 135 слов допустила 50 орфографических ошибок». Всего аттестацию проходили 258 учителей, 46 человек «освобождены по малограмотности».
Стране и Мордовской АССР в том числе предстояло подготовить целую армию грамотных, компетентных педагогов.
Женский вопрос
Вот она – героиня тех лет. Стахановка Мария Михеевна Пушкина, телятница колхоза «Большевик» Зубово-Полянского района. В 1936 году она стала участницей Всесоюзного совещания стахановцев животноводства. Награждена орденом «Знак почета». В номере за 8 марта она стала героиней первой полосы. В дальнейшем ей посвящена серия публикаций.
А 15 декабря 1935 года в Саранске открылась первая республиканская конференция молодых девушек и женщин Мордовии. Из номера в номер «Красная Мордовия» рассказывала о делегатках, публиковала портреты женщин.
В их числе — 20-летняя Маруся Суняйкина, молодая колхозница артели имени Максима Горького (Атяшевский район). За год выработала 253 трудодня. Или, например, товарищ Тавторкина — молодой педагог химии и биологии Челпановской средней школы, которая совмещает работу и учебу в педагогическом институте. В числе почетных гостей конференции — дочь машиниста Ухтомского из Рузаевки.
«2 тысячи рублей выделено на премирование лучших делегаток конференции. Закуплены швейные машины, патефоны и другие вещи». Кроме того, саранский аэроклуб организовал для делегаток полеты на аэропланах.