-1.3 C
Саранск
Пятница, 27 декабря, 2024
spot_img

«И рад в колхоз, да баба не пускает!»

Вопросы развития производства и в особенности аграрной отрасли в это время стали ведущей темой на страницах газеты.

30-е годы прошлого века стали расцветом эпохи коллективизации – движения, установившего новый тип производственных отношений в деревне. Вопросы развития производства и в особенности аграрной отрасли в это время стали ведущей темой на страницах газеты. Развитие колхозного движения — тема номер один в газете «Завод и пашня», которая с 1 ноября 1930 года стала выходить под названием «Красная Мордовия».

Вот статистика того времени. Коллективизация населения в 1927 году составила 0,24 %, в 1928 году – 1,13%, в 1929 году – 3,12%. В 1930 году такие темпы кажутся недостаточными, и потому в начале 30-х развернута большая агитационная кампания. Начался так называемый агропоход, цель которого – ликвидация агрономической неграмотности и пополнение рядов колхозников.

В январе 1930 года в Мордовии поставлена задача: ликвидировать агронеграмотность 250 тысяч человек. Для этого организуются 10-дневные курсы, для работы на которых привлекаются опытные агроработники. В колхозах организуются сельскохозяйственные кружки для комсомольцев и беспартийной молодежи. Агрокружки открываются даже в городских клубах и красных уголках.

Перед Красной Армией поставлена задача подготовить «уже абсолютно всю красноармейскую массу» к роли активных участников и организаторов колхозного движения.

Содействовать коллективизации был призван и Саранский театр. Делать это он мог, взяв шефство над колхозом, название которого в газете не упоминается, поскольку вышла некрасивая история. «Послали туда одно письмо, другое, но оттуда ни ответа, ни привета, — говорится в публикации. — Узнала об этом сельхозартель «Свобода» деревни Михайловки Ромодановского района и обратилась в союз РАБИС (РАБИС — Союз работников искусств. — Прим.ред.) с просьбой принять над ней шефство. Союз с удовольствием на это согласился. Провели общее собрание, на котором решили от шефства над «молчальником» колхозом отказаться и принять шефство над сельхозартелью».

Предполагалось, что шефство будет заключаться в том, что театр со своими постановками будет приезжать в артель, подарит радиоприемник, выделит инструктора для руководства драмкружком, снабдит избу-читальню журналами и добьется регулярного выезда в артель кинопередвижки.

Заголовки того времени в полной мере отражают непростой путь, которым шла коллективизация в массы. Так, публикация «И рад в колхоз, да баба не пускает!» разъясняет проблемные моменты. «Женщины очень часто упорно не хотят войти в колхоз. Боятся, что запишешься в колхоз – все горшки отберут, собственного куренка завести нельзя будет. Неправда это, гнусная ложь, — заявляет агитатор со страниц газеты. — Жилые постройки, мелкий скот (овцы, свиньи) обобществляться не будут, а тем более кухонная утварь».

В это время практически в каждом номере публикуется информация о ходе сельскохозяйственных работ, будь то подготовка к посевной, уборочная страда или закупка техники для колхозов. А в 1932 году на первый план выходит тема развития кролиководства. На тот момент крольчатники были только в 5 колхозах: «Гигант» (Саранского района), Дубенском, Большеберезниковском, коммуне «Светлый путь» (Торбеевского района), коммуне «Заря» (Инсарского района). Численность — по несколько десятков голов в каждом. Была поставлена задача – к концу года довести поголовье кроликов в колхозной системе до 4680 голов. Аргументы «за»: способность кролика очень быстро размножаться, вкусное мясо, ценные шкурки.

Ошибочка вышла

В мае 1931 года на последней странице газеты размещен некролог «Мы его не забудем! Памяти профессора М.Е. Евсеева»: «Совсем недавно мы отмечали 50-летнюю деятельность профессора М.Е. Евсеева, совсем недавно Макар Евсеевич сидел в президиуме областного съезда Советов, а 11-го мая — его не стало…»

Безусловно, речь идет о просветителе мордовского народа, создателе первых букварей на мокшанском и эрзянском языках Макаре Евсевьеве – только такое написание фамилии ученого-энциклопедиста дают современные источники.

В чем причина такого непочтительного отношения к профессору?

— Это ошибка, которая его преследовала всю жизнь и даже закралась в газету, — поясняет директор музейного комплекса МГПИ им. М.Е. Евсевьева, профессор, доктор культурологии Ирина Зеткина. — Настоящая фамилия Макара Евсевьевича – Кобаев. Он родился в селе Малые Кармалы, которое сейчас относится к Чувашии. Макар Евсевьевич взял фамилию по имени отца, как было принято у чувашей. Но не все правильно писали ее. Вероятно, причиной тому может быть то, что имя отца употреблялось в двух вариантах: Евсей или Евсевий. И все же единственно правильным написанием фамилии остается то, какое выбрал сам ученый, – Евсевьев.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости