Ну, вот и приплыли – калитка растворена… Какой-нибудь стасик (не сердись, стасян, ты теперь долго у меня с языка не сойдешь, хамству подобных тебе – бой) непременно воскликнет: ну вот, снова гаденький псевдорежиссёришка о своём!.. А я не о своём – я снова о вашем.
В московский Центр им.Мейерхольда пришло письмо из прокуратуры. Дословно цитировать эту телегу не стану – она в доступе, желающие сами ознакомятся – но смысл и детали её, мягко говоря, куда как любопытны.
Смотрим: «…в связи с обращением Независимого фонда развития культуры «Искусство без границ» проводится проверка по доводам об использовании в театральных постановках нецензурной брани, пропаганды аморального поведения, порнографии»
Ввиду чего «уполномоченному лицу» предписывается явиться «к помощнику прокурора» для дачи письменных показаний. А именно: есть ли в репертуаре те-то и те-то спектакли. А именно: «Все оттенки голубого», «Трехгрошовая опера», «Саломея», «Жизнь удалась», «Тангейзер», «Антоний и Клеопатра», «Золотой петушок», «Голая пионерка», «Околоноля», «Пластилин», «Пробуждение весны» и «Идеальный муж».
Казалось бы, и черт с ним, с «Тангейзером» – вроде как схавали и забыть бы уже пора.
Ну – щаз! Для прецедента и хавали. Теперь вот под раздачу попадают Уайльд, Брехт, Шекспир и даже, прости господи, наше всё – Александр Сергеич…
И опять же: как всё знаково-то – в своё время Мейерхольда прижали, как агента бездуховного запада, теперь с театра его имени начинают…
Цитируем дальше: «…в случае если вышеназванные спектакли присутствуют в репертуаре театра, прошу предоставить информацию о том, кто именно является режиссером (постановщиком) спектакля, примерное содержание произведения на театральной сцене, заняты ли в постановке несовершеннолетние дети (их кол-во, пол, гражданство)»
Примерное содержание – это уж чересчур. Пьесы классиков перелистайте, что ли…
А количество, пол и гражданство несовершеннолетних участников вообще не на одну статью может потянуть – сама постановка вопроса уже звучит как чуть не расстрельная…
Далее: «…кто именно из должностных лиц отвечает за согласование спектаклей перед выходом на сцену для массового показа». И вот тут начинается самое интересное. Я так понимаю, теперь мне (например) тоже перед каждой премьерой ходить в прокуратуру – «согласовывать»? Или куда? Скажут, наверно…
Вы зря посмеиваетесь. Дальше – главное: «…имеются ли в вышеуказанных спектаклях сцены нецензурной брани, ПРОПАГАНДЫ АМОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ».
Выделено мной. И глядите, зачем…
То есть, прихожу я перед премьерой в эту самую прокуратуру, или куда скажут, и ничтоже сумняшеся начинаю пересказывать «примерное содержание» чеховского «Дяди Вани» (а мы как раз за него принялись). Так, мол, и так… В усадьбу к своему безработному (нетрудоустроенному, по крайней мере) шурину приезжает из Харькова (уже почти криминал по нынешним временам – из фашистского Харькова!) пожилой профессор с молодой женой (ну, это ещё может и прокатить, у думы на подходе принятие закона о допустимости многоженства, так что «неравный брак» скорей в тренде). И дальше этот самый шурин беспардонно влюбляется в молодую гостью. Да чего там влюбляется – натурально начинает подкатывать к ней с недвусмысленными намерениями, говорю я какому-нибудь помощнику прокурора на совершенно голубом глазу (никакого подтекста – это идиома такая, фразеологизм, семантический оборот – лепечу я под прищуром строчащего протокол, потому что так в пьесе и написано и так уже вторую сотню лет играется). Больше того: на ту же замужнюю особу кладёт глаз и склонный к злоупотреблению спиртными напитками местный врач, у которого днями под наркозом пациент умер…
И всё! Дальше я могу уже ничего не говорить – дальше меня запирать надо – как минимум, ха ту самую ПРОПАГАНДУ той самой АМОРАЛКИ. Стойте, молю я, это же тот самый Астров, который: в человеке всё должно быть прекрасно и так далее – про лицо, одежду и душу с мыслями. Ша! – отвечает мне согласователь, –
алкаш? Алкаш! Убийца? – Так ведь случайно ж, пытаюсь я оправдать доктора. – Ничего, и с этим разберёмся, отвечает помощник прокурора и завязывает тесёмки на папочке.
И это я ещё не сказал, что на роль племянницы дяди Вани планирую попробовать несовершеннолетнюю воспитанницу «Синей птицы» (надо, кстати, будет уточнить её гражданство – так уж, на всякий), которая по роли тоже рюмку вина сгоряча выпивает – это уж совсем сливай воду и готовься к этапу?
А ещё там Ваня повышает голос на свою престарелую маман – пропаганда? Она самая. Чего именно, сразу не скажу, но объяснят же, если уж пошла такая пьянка…
А ещё мы начали репетировать спектакль про мальчика и девочку, которые, понимаешь, влюбляются и тоже принимаются результативно испытывать друг к дружке влечение. К тому же, у мальчика мать ушла из семьи, а отец – страшно сказать – покончил с собой…
А ещё мы решили воспользоваться летом и поработать над пьеской, в которой к одному художнику ночью в квартиру-мастерскую приходят, как назло одновременно аж целых четыре женщины… Ну в какие это ворота?
Отменять всё к чертям собачьим и браться за идеологически верную «Оптимистическую трагедию»? Только опять сомнение – там матросня на комиссаршу очень похотливо смотрит, и она достает наган, убивает одного и орёт: «Ну, кто ещё хочет комиссарского тела?»… Блин! я уж даже не знаю тогда, что играть…
Распускать МХАТик надо, наверно, если такие времена настают.
И профессию, видимо, менять. Как провокативно пропагандистскую…
Потому как попытка «изменения культурного самосознания аудитории» (формулировка того самого Фонда, что на Центр настучал) принимает формы уже неприкрытого передела и культурного фона нации. Это же уже чистой воды великовозрастный хунвейбизм.
С самыми беспредельными перспективами…
Почитайте монологи с диалогами несовершеннолетних Ромео и Джульетты…
Отелло душит Дездемону…
Макбет режет кучу народу, включая пару ребятишек…
Гамлет – тот вообще всех направо и налево мочит…
Дочки выгоняют престарелого папу Лира под дождь со снегом…
Толстовская Каренина шалава + самоубийца…
Его же Катюша Маслова – незаконнорожденная проститутка…
Катерина в «Грозе» в Волгу с утёса сигает – хороший пример для юных?..
У Пушкина в «Балде», повторюсь, поп сугубо негативно коннотирован, а Таня Ларина пишет Онегину то самое интимное письмо в 13-летнем возрасте…
Не мной аналогия усмотрена (не я первый возмутился этим прокурорским запросом), но озвучу ещё одну цитатку: «В нашу задачу входит очистить тело народа, его расу и его культуру. Партия должна положить конец разброду, который царил в так называемом общественном мнении. Для достижения этого она должна взять в свои руки все средства пропаганды, печать, театр, кино и направить все это к одной цели». Угадали автораГ На Г его фамилия. Не произношу вслух, чтобы не нарваться на работающий уже закон о запрете пропаганды нацизма, или как он там называется – их ведь уже как блины нам пекут, всех и не упомнишь. А незнание, как известно, от ответственности не освобождает.
А поставить «Ваню» я всё же рискну.
В конце концов, быть распятым на одном кресте с Антоном Палычем – не западло.
Или снова западло, а, стасик?