29 декабря состоялась премьера российского исторического художественного фильма «Викинг». Картина режиссёра Андрея Кравчука вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Одни зрители назвали ее лучшим историческим блокбастером последних лет, другие — «издевательством над историей».
Редактор отдела по межнациональным отношениям «ИМ» Екатерина Спиридонова
Идея пойти на фильм принадлежала мужу. Отзывов на него решили не читать, сами все оценим, решили мы. Также не знали о существовании двух версий фильма +12 и +18. Попали на 2,5 часовой фильм для взрослых. Из 145 мест в зале свободными были лишь 2-3 кресла в первом ряду.
Кровь, насилие, грязь в ярких красках. Первые 20 минут сидели в недоумении – куда мы попали, что вообще происходит?! Остальные 2 часа уговаривала мужа не уходить, мол, должно же быть что-то интересное дальше. Да было: кровь, насилие, убийства. Правда, почему то больше было жаль коней, которых убивали «пачками». Может, животные играли лучше…
Три зрителя все-таки решились уйти после часа просмотра, к завершению фильма я им позавидовала…
Пересказать сюжет для меня проблематично, чернуха перешибает все увиденное. Жалко потраченного времени и денег. На российский фильм я долго не пойду…
Редактор отдела социальных проблем «ИМ» Александр Ефремов
Фильм «Викинг» вызвал предсказуемо бурную реакцию в среде реконструкторов — людей, которые любят и знают историю. Их претензии к создателям фильма понятны: кинолента заявлена как историческая, ее помогали создавать ученые-консультанты, значит, от «Викинга» нужно ждать исторического правдоподобия. Но есть ли оно, соответствие исторической правде?
Оговорюсь: сам я не реконструктор, хотя хорошо знаком с представителями этого уважаемого мною сообщества. Я не историк, но смею думать, что неплохо знаю и
сторию России. Правда, у каждого россиянина свое личное восприятие и отношение к истории.
Итак, что в фильме покоробило меня и реконстукторов? Потрясающе грязные герои «Викинга»: от князя Владимира до суровых варягов. Вы можете представить себе князя, постоянно, круглые сутки, с головы до ног обляпанного грязью? От летописцев нам известно, что в Киеве и в других русских городах в древности были бани. Чистоплотность наших предков удивляла иностранцев (как раз не очень любивших мыться) вплоть до времен Ивана Грозного. В фильме чистотой могут похвастаться только греки. Обидно.
Конечно, сложно воинам сохранить чистоту одежды, вооружения, доспехов в условиях войны, осады, пожарищ, ливней. Да и ткани древние домотканные — маркие, мнущиеся. Но ведь в фильме показаны сцены и войны, и мира. И везде — грязь, грязь, грязь. Еще раз обидно за наших предков. Они любили жить в чистоте, а воину, знатному человеку, было зазорно выглядеть замарашкой. Ни за что не поверю, чтобы дружина оставила своего князя валяться в грязи и в собственной рвоте (в фильме такой эпизод есть).
И меня, и моих знакомых любителей истории удивила, мягко говоря, эмоциональность князя Владимира в исполнении актера Данилы Козловского. Вот его князя, называет сыном рабыни полоцкая княжна Рогнеда (Владимир был сыном князя Святослава и Малуши, ключницы княгини Ольги, бабки будущего крестителя Руси. Формально, Малуша была служанкой, а ее родной брат Добрыня ходил в боярах и стал воспитателем Владимира). Реакция Владимира? Истерика. Вы можете представить себе сурового воина, теряющего лицо перед своими дружинниками? Оставим эту психологическую вольность на совести режиссера.
Много упреков у любителей истории к тому, как в фильме показано язычество. Дескать, капища грязные, а жрецы страшные. Историкам виднее, но могу предположить, что вот здесь фильм близок к истине. Языческие капища не прошли бы проверки современного «Ревизорро». На них проливали кровь, в чашах рядом с идолами гнило жертвенное мясо, на капищах сжигали жир. В язычестве и человеческих жертвах (а Владимир начал приносить в Киеве человеческие жертвы идолам) нет ничего красивого и романтичного. Показательной жестокостью отличались и наемники-викинги, языческие дружинники Владимира.
Правдиво (с некоторыми оговорками) в фильме показана и гибель в Киеве христиан-варягов. Это исторический факт из «Повести временных лет». При князе Владимире, в 978 году, язычники пытались принести в жертву юношу Иоанна, сына варяга-христианина по имени Феодор, но варяг не дал им сделать это. Киевляне разнесли двор варягов. Сын и отец с оружием в руках ждали нападения язычников на втором этаже своего дома, куда вела крутая лестница. Видя, что в честном бою им не одолеть Феодора и Иоанна, храбрых искусных воинов, осаждавшие подрубили столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на христиан и убили их. Примечательно, что нижний сруб деревянного дома святых варягов-мучеников был обнаружен в 1908 году во время раскопок в Киеве, у алтаря Десятинной церкви. Непонятно, как в фильме «Викинг» дом варягов превратился в сторожевую башню, а юноша Иоанн — в ребенка. Видимо, это жертва зрелищности.
На мой взгляд, режиссер донес до нас главный посыл: превращение жестокого язычника, насильника, убийцы Владимира в христианина. Летописцы отмечают, что после крещения князь поразительно изменился, оставив прежние людоедские замашки и жестокие дела. За показанную перемену и финал — спасибо. За все остальное создателей «Викинга» благодарить не хочется.
Фотограф «ИМ» Ольга Киреева
«История — это симптом. Диагноз — это мы» — с такой цитаты Мао Цзэдуна начинается фильм «Викинг». Однозначно, картина заслуживает внимания, потому что это наша история, история, созданная нашими людьми, написанная кровью, потом, силами и огромными потерями.
В «Викинге» есть своя реальность — красочная и запоминающаяся. Панорамные съемки сражений и натурные съемки природы уносят в гущу событий того времени, дают масштаб и размах происходящего. Красиво, зрелищно и иногда даже жестоко. Некоторые сцены битв завораживают своей натуралистичностью. Хороша игра многих актеров. Образ великого князя Владимира, безусловно, яркий и харизматичный и в то же время противоречивый.
Но и не обошлось без минусов. Некоторое время складывается ощущение, что режиссер хотел показать «образ немытой России»: грязные, неумытые варвары, идолопоклонники, разбойники…
Противоречия возникли и в то время, когда образ главного героя был отрицательным, а в конце фильма он преображается и становится совершенно другим. Из простого раба Владимир превращается в «раба Божьего», и с таким трудом приходит к истинной вере.