Некоторые СПА-салоны покупают лапти, чтобы делать ими массаж спины. Ко мне за СПА-лаптями не обращались. Зато сплести лапти просил режиссер из Питера, снимавший фильм про Льва Толстого. Говорят, в плетеной обуви идти легче, чем в современной. В сухую погоду пары лаптей хватало на 100 километров.
«Нет ремесла мудренее лапотного!» По легенде, так о старинном промысле плетения лаптей в сердцах сказал сам император Петр Великий. Государь знал 14 ремесел — умел строить корабли, работать на токарном станке, ремонтировать часы и даже удалять зубы. Природная любознательность заставила императора попробовать себя и в изготовлении самой простой (казалось бы) крестьянской обуви. Петр Алексеевич не справился после нескольких упорных попыток.
Новый герой «Бородатого блога», народный умелец, культработник и автор проектов по развитию эко-туризма Сергей Глухов из села Шишкеево (Рузаевский район) с легкостью плетет лапти и корзины. Но затруднения, с которыми столкнулся гениальный царь-плотник, понимает: «С первой попытки, да еще без учителя, у меня бы тоже ничего не получилось с лаптями».
Лапти на коньках
— Сергей Сергеевич, когда Вы сплели свою первую пару лаптей?
— Три года назад, почти в 30 лет. Плести лапти меня научил дед — Алексей Тимофеевич. А его во время Великой Отечественной войны, еще ребенком, этому ремеслу научила родная тетя. Испокон веков лапти плели мужчины. Но мужики были на фронте, и этим прошлось заняться женщинам и детям. У сельчан было не так много хорошей обуви (и стоила она дорого), а тут можно своими руками сплести лапоточки. Дешево и сердито. Мне говорили, что в 40-е годы прошлого века в некоторых мордовских деревнях еще предпочитали плетеную обувь сапогам. Наверное, стаптывать сапоги было жалко: почему-то считалось, что за неделю работы в поле они истреплются. А пара лаптей проносится две недели. В 1950-е годы в Шишкееве жил мастер-лапотник: спрос на его обувь был стабильный. А один мастер в Большеберезниковском районе умел ставить лапти на коньки!
— У Вас лапти получились с первого раза?
— Получились, но вышли, честно говоря, кривоватые, страшненькие. Дед посмотрел и сказал: «Никому не показывай». А я был рад как ребенок. Пару лаптей я плел 4-5 часов. И сейчас, если плести аккуратно, старательно, на два лаптя у меня уходит 3-4 часа. Дед говорил мне, что хороший мастер сплетал за целый день всего 3-5 пар. Но много не зарабатывал: лапти стоили недорого, даже пословица была — «Лапти плесть — один раз в день есть».
— Почему же Петр Великий (умнейший человек) запутался в лаптях?
— Делать лапоть — почти как плести кружево. Вроде бы ничего хитрого, но нужен навык. Я работаю с ними три года, но считаю, что это только начало пути. На одну пару лаптей требуется 5-7 длинных, по 1,5 метра, полосок лыка (на детские лапти хватит и метровых полосок). Их заплетают вокруг деревянной «колодки». Не зная, как это делается, запутаться легко.
— А из чего плетут лапти?
— Практически из любого лыка и даже из корней. Лучшее лыко — от молодых липок. Именно такие лапти всегда носили в Мордовии. Считается, что липовые лапти надежнее и прочнее березовых. Заготавливают лыко со второй половины мая до конца июня. Потом его можно долго хранить на сухом чердаке. Перед тем, как что-то плести, лыковые полоски размачивают в воде.
Лапотный поход!
— Неужели сейчас кто-то еще носит лапти?
— Носят артисты народных, фольклорных коллективов, и только на сцене. Хотя я читал в интернете: некоторые СПА-салоны покупают лыковые лапти, чтобы делать ими массаж спины! Стоит эта услуга дорого. Но ко мне за СПА-лаптями не обращались. Зато просили лапти музыканты из Саранска и кинорежиссер из Питера (снимал фильм про Льва Толстого). Иногородние фанаты старины находят мою страницу в социальных сетях — лаптями все еще интересуются во многих уголках нашей страны. Несколько пар лаптей у меня заказывал один сельский священник: для себя, для семьи и друзей. Но «производительность» у меня небольшая. Иногда я устаю и предлагаю всем самим плести лапти. Я научу!
— На лаптях можно разбогатеть?
— Я не продаю лапти и не занимаюсь ими постоянно. Плетение лаптей и корзин — мое хобби. Я работаю культорганизатором Культурно-досугового центра Шишкеевского сельского поселения. Мы организуем для сельчан фольклорные праздники и выставки, ведем кружки народного творчества, обучаем детей старинным ремеслам, выезжаем на фестивали. Меня часто приглашают на мастер-классы в обычные и художественные школы — я рад передать свои умения детям, чтобы ремесло продолжало жить. Сейчас мы с друзьями хотим возродить еще и традиционную шишкеевскую глиняную игрушку.
А все сплетенные лапти я дарю — хочется, чтобы изделия из лыка были на виду в школах, музеях, библиотеках, в домах односельчан, чтобы наследие предков не пропало.
— Наверняка Вы знаете, на сколько километров хватает пары лаптей.
— Говорят, в плетеной обуви идти легче, чем в современной. Раньше, когда крестьяне пешком ходили на заработки в другие уезды, в сухую погоду одной пары лаптей человеку хватало примерно на 100 километров. В дождь и грязь «пробег» был меньше. Скоро я это проверю. Весной или летом мы с друзьями хотим пойти в «лапотный поход» (такие проводят, к примеру, в Тамбовской области). Сравним, что практичнее, надежнее и удобнее: современные кроссовки или «дедовские» лапти. Пройдем в лаптях и онучах несколько десятков километров, но не по асфальту, а по грунтовым дорогам, по полевым и лесным тропкам.
— Сейчас Вы ходите в лаптях?
— Я «сапожник без сапог». Новые лапти у меня надолго не остаются — всегда находится, кому их подарить.
Свадебные лапти
— В старой России были свои «школы» лаптей — суздальская, нижегородская?
— Разновидностей лаптей было много, в каждом селе — свой стиль. Где-то их плели одинаковыми на обе ноги, где-то делали левый и правый лапти. Различались лапоточки мужские и женские: «женский» узор плетения был сложнее и немного вычурнее.
— А на свадьбу лапти надевали?
— Я знаю, что когда-то плелись свадебные мордовские лапти. Они делались очень толстыми, в 12-13 слоев лыка. Обычные лапти плелись в 6-8 слоев.
— Сергей Сергеевич, сколько мастеров в Мордовии еще могут делать лапти?
— Три-четыре мастера. И в России нас тоже очень мало (в основном это Вятка и русский Север), все на виду. Купить пару лаптей, даже через интернет, не так-то легко. Хотя раньше, до Великой Отечественной войны сделать лапти или простейшую плетеную корзинку могли в каждой семье. Последние лапти и ступни (плетеные глубокие «галоши») в Мордовии донашивали в 1960-е годы.
Из города — в село
— Вид у Вас под стать хобби: настоящий мастер. Когда Вы начали носить бороду?
— Тогда же, когда начал плести лапти. Захотелось продолжить семейную традицию: бороду носил мой прадед. Мне нравится быть бородатым и жить в деревне!
— Вы родились в Шишкееве?
— Нет, я родился и вырос в Рузаевке, окончил Рузаевский институт машиностроения по специальности «Экономика и управление на предприятии». Но в сентябре прошлого года сознательно переехал в деревню. Теперь у меня есть свой дом, небольшая усадьба. Из живности пока — две собачки. Друзья мой переезд поддержали, хотя некоторые и говорили: «Там ты уснешь от скуки». А я постоянно занят на работе или с лаптями, у меня нет свободного времени! Мне нравится деревенский стиль жизни. Здесь больше утренней тишины и меньше суеты.
— Как бы передать эту любовь к селу молодежи?
— Это должно идти изнутри. Но сейчас у многих юношей и девушек появляется интерес к своему прошлому, к народной культуре. Особенно у девушек. Они с удовольствием учатся вышивать, плести или делать куколки из лыка на моих мастер-классах. Кто-то любит большие города и «гламур», а на мой взгляд, наш традиционный народный уклад жизни куда интереснее!
Справка «ИМ»
Сергей Сергеевич Глухов родился 9 мая 1984 года в Рузаевке. Учился в школе-лицее №4 в математическом и биологическом классах, в Рузаевском институте машиностроения. С 2012 года занимается возрождением и проведением народных праздников: Ивана Купалы, Масленицы. Сам проводит и участвует в народных состязаниях «Удаль молодецкая». Является создателем и руководителем проекта командного активного отдыха, туризма и путешествий «Рузаевка удалая».
С 2014 года активно продвигает велосипедный и эко-туризм в Республике Мордовия, а так же занимается развитием в целом велокультуры и велодвижения. Особо увлекся возрождением народных ремесел и промыслов: плетением лаптей, корзинок, лукошек, народных игрушек и других изделий из лыка, проводит мастер-классы. Участвовал в III Международном форуме «Сельский туризм в России» (г. Соль-Илецк), во Всероссийском слете сельской молодежи «Моя малая Родина», в Республиканском фестивале народного творчества «Шумбрат, Мордовия!», в I Межрегиональном фестивале мордовской культуры «Кургоня», во Всероссийском фестивале народной игрушки (г. Липецк). Часть работ представлены в музее Центра Романовской игрушки (г. Липецк).
Постоянный член Республиканской общественной организации содействия развитию сельского туризма «Мордовская усадьба». Автор нескольких проектов по сельскому туризму и развитию рекреационных территорий Республики Мордовия. Отмечен Благодарностью Главы Республики Мордовия за развитие сельского туризма.