Новый собеседник «Бородатого блога» умеет косить траву и доить корову. Путешествовал по Европе — но любит отдыхать не в Италии, а в тихой деревенской глубинке. Говорит о психологии — но работает с остро заточенной сталью. Многие из наших читателей лично знакомы с этим человеком — врачом и православным волонтером Евгением КИМЯЕВЫМ. Новый собеседник «Бородатого блога» умеет косить траву и доить корову. Путешествовал по Европе — но любит отдыхать не в Италии, а в тихой деревенской глубинке. Говорит о психологии — но работает с остро заточенной сталью. Многие из наших читателей лично знакомы с этим человеком — врачом и православным волонтером Евгением КИМЯЕВЫМ. Он расскажет нам, чего не хватает современному городскому человеку и выпишет рецепт простого семейного счастья.
«Борода не делает умнее»
— Евгений, психологи правы в том, что бородатый врач подсознательно вызывает доверие у пациентов?
— Борода просто делает нас старше в глазах пациентов. Мне 28 лет, а многие больные считают, что мне около 40. Но «старше» не всегда значит «умнее». Настоящее доверие вызывает профессионализм. К тому же часто мы общаемся с пациентами, надев марлевую маску — бороды под ней не видно.
— Но у врачей и психологов много общего?
— Каждый доктор — немного психолог. Он должен расположить к себе пациента. В нашем деле важна коммуникация, умение находить общий язык. Все, как у психологов.
— Только психологи не оперируют…
— На первом курсе медицинского факультета я даже не думал, что буду оперирующим врачом. А теперь практически каждый день мы с коллегами проводим удаление полипов, кист, эндоскопические операции.
— Чтобы вылечить храп, тоже нужна операция?
— Это крайняя мера. Для начала пациенту нужно похудеть, отказаться от курения и алкоголя, пройти позиционное лечение.
«Россия — это Православие»
— Вы верующий человек. Как совмещаются религия и работа врачом?
— Очень органично. Как для врача и для верующего, большой пример для меня — святитель Лука Крымский (Валентин Феликсович Воино-Ясенецкий). Врач (кстати, работал в Ардатове), знаменитейший хирург — и священнослужитель, епископ. Святой Русской Православной Церкви. Многие православные могут наизусть пересказать диалог святого Луки и начальника ташкентского ЧК, когда Валентина Феликсовича пытались судить как «врача-вредителя». Разговор был запротоколирован. «Обвинение: Как это вы верите в Бога, поп и профессор Воино-Ясенецкий? Разве вы его видели, своего Бога? Обвиняемый: Бога я действительно не видел. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». Обвинение провалилось.
— Вы сын провизора, как и святитель Лука.
— Я ни в коем случае не сравниваю себя со святителем. Большую роль в моем выборе профессии сыграла мама, она провизор. Сначала в школе я хотел стать учителем начальных классов. Но в старших классах у меня появился интерес к работе врача. За благословением на начало учебы в университет я поехал в Свято-Варсонофьевский монастырь. Настоятель благословил меня и сказал: «Все будет хорошо». И все складывалось удачно. Но на втором курсе я решил, что сдам сессию и переведусь на другой факультет — учиться на медика нелегко. И опять игумен сказал мне: «Просто не будет ни где».
— Вы участвуете в благотворительной волонтерской работе при Свято-Феодоровском кафедральном соборе Саранска?
— Вместе с волонтерами мы собираем помощь (вещи, продукты) для одиноких и многодетных матерей, для бездомных людей. Для чего мы это делаем? Я думаю, что желание помочь (не важно кому) — это естественный человеческий порыв.
— Волонтерская работа не раздражает людей?
— Сейчас к этому относятся более лояльно. Но главное — не что скажут люди. Важно, чтобы добровольческая деятельность была бескорыстной, тогда будет и результат. Если в благотворительных делах начинают искать свою выгоду — все разваливается.
— Кто привел Вас к Богу?
— Наверное, это вклад всех правильных людей, которых я встречал в церкви. Я очень благодарен этим людям. А впервые в храм, еще ребенком, меня привела соседская бабушка. Сначала она водила меня в церковь в нашем районном центре, потом в наш деревенский храм — в честь Покрова Божией Матери. Для меня естественно, что Россия — это православие. Что быть россиянином — значит быть православным. Это заложено в нашей истории, это вложено в нашу душу. В том числе любовь к своей земле. А однажды мне довелось общаться с представителями одной секты. Это были русские люди, но, судя по их разговорам, они будто приехали к нам из другой страны.
«Гомеопатия — это из сферы психологии»
— На Ваш взгляд: почему сейчас некоторые люди отталкивают религию?
— Общество привыкло к тому, что Церковь должна молчать. Но сейчас она имеет весомое слово. Как сказал Патриарх Кирилл, «Нравится вам или не нравится, а мы будем вам говорить». Часто это неприятный разговор об абортах (Церковь выступает против них), вреде пьянства, о других социальных болезнях, о чрезмерном увлечении молодежи виртуальной жизнью.
— Почему же люди словно отворачиваются от Бога?
— Всему свое время. Каждый человек рано или поздно приходит к вере. Не публично, но решает этот вопрос для себя. Некоторые мои знакомые просили меня привести их в храм, оставить одних — и потом не разговаривать с ними об этом.
— Кстати, о социальных болезнях. Скажите, как врач: вино действительно может быть полезно, как утверждают некоторые «специалисты»?
— Как доктор, я не имею права говорить, что алкоголь полезен. Он вреден для здоровья. Это точно не «лекарство»!
— Как гомеопатические препараты?
— Доверие к гомеопатии — вопрос не медицины, а психологии. Принимать ли такие препараты — личное дело каждого, а вот навязывать такое лечение ни в коем случае не надо. Знаете, сейчас в торговых центрах продают конфеты под шутливыми названиями «Вкусная помощь», «Женское счастье». Я думаю, что гомеопатические препараты — из той же оперы. А вот в частных клиниках Саранска прием у врача-гомеопата стоит довольно дорого! Конечно, если человек верит гомеопату, это может помочь. Но я бы не стал так лечиться.
— Раз уж мы заговорили о конфетах для счастья… Что значит для Вас быть счастливым?
— Не скажу ничего нового: счастье — это в хорошем настроении идти на работу и с радостью возвращаться домой. Мне нравится моя работа. В нашем деле виден результат — и ты можешь порадоваться за пациента, словно родитель за своего ребенка. Но счастье — это еще и вернуться к своей семье.
— И еще, как Вы говорите, работать? Такое услышишь не часто.
— Я рос и воспитывался в деревне, и не боюсь никакой работы. Моя малая Родина — село Новочадово Атюрьевского района. Я всегда помогал родителям — мы всегда держали корову, кур, свиней. Руки до сих пор все помнят! Я до сих пор умею, например, доить корову. Летом кошу траву ручной косой-«литовкой». Конечно, сама по себе жизнь за городом не делает человека счастливее. Счастливыми нас делают близкие люди. Но мне нравится более размеренный ритм деревенской жизни. Правда, село требует физического труда. Но там — и совершенно другой отдых: здоровый сон, природа. Вот то, чего не хватает современному человеку (хотя в городах мы этого и не замечаем).
«С моей бородой боролись все наши родственники»
— Бороду Вы стали носить из любви к селу?
— Все получилось спонтанно. Я не очень любил бриться — появилась борода. А сейчас я стараюсь ухаживать за ней, и не могу представить себя без бороды. Это сложившийся образ. За моей бородой нет религиозной подоплеки, но она мне нравится. И супруге моя борода тоже по душе — если она ухоженная и в порядке. Но года полтора с моей бородой боролись все наши родственники.
— Ваша жена — тоже врач?
— Да, функциональной диагностики. Шесть лет мы учились вместе на медицинском факультете и не замечали друг друга. А когда настало время выбирать врачебную специализацию, и наши пути стали расходиться — мы решили, что не можем расстаться. Создали семью, хотим детей. Сначала супруга была далека от Церкви, но постепенно приняла православие и мой уклад жизни.
— Кто главный в православной семье?
— У нас нет диктата. Но мне повезло, что в нашей семье за мужчиной остается последнее слово. Жена предлагает мне варианты решения задач — я выбираю. Так и должно быть, мужественность — это ответственность. И сдержанность. Еще в мужчине не должно быть напыщенности. Показухи…
— И все-таки борода помогает мужчине быть мужиком?
— Наверное, да. Она меняет характер, делая человека увереннее. Думаю, это заложено в нас исторически.
Справка «ИМ»
Евгений Викторович Кимяев родился 25 ноября 1988 года в с. Новочадово Атюрьевского района Мордовии. В 2006 году поступил на медицинский факультет МГУ им. Н.П. Огарева по специальности «Лечебное дело – 65», который окончил в 2012 году. Окончил Школу вожатского мастерства Содружества педагогических отрядов МГУ им. Н.П.Огарева, работал вожатым в Подмосковье. Прошел курсы повышения квалификации по программе: «Организация социальной, миссионерской, катехизаторской и молодежной работе на приходе». С 2011 по 2014 год — руководитель Молодежного клуба Кафедрального собора святого праведного воина Феодора Ушакова. Прошел обучение по специальности «Оториноларингология» на базе кафедры общей хирургии Медицинского института МГУ им. Н.П. Огарева. С 2014 года и по настоящее время — врач-оториноларинголог. Женат.