Фигурант этого уголовного дела, по версии следствия, зарабатывал миллионы на мертвых душах. Точнее на фальшивых документах несуществующих людей, которые якобы погибли в ДТП. Из материалов этой криминальной истории следует, что ему удавалось обвести вокруг пальца страховые компании и получать фантастическую прибыль на аферах за короткий срок.
Жителя Мордовии Артура Курмакаева подозревают в покушении на мошенничество в сфере страхования. По данным правоохранителей, обман был совершен группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере. Других участников сговора пока устанавливают.
На минувшей неделе фигуранту избирали меру пресечения в Ленинском суде Саранска. Подробнее о том, как проворачивались делишки темные и преступные, в нашем репортаже из зала суда.
«У них работа такая»
В зале заседаний, где должен состояться процесс, собрались родственники подозреваемого. Судя по всему, мама и жена. Съемочные группы они встречают настороженно, мол, нас снимать не нужно. «Вы не имеете права без моего разрешения», — говорит одна из них. А затем обращается к адвокату: «Так ведь?»
Защитник поясняет, что вопрос о фото и видеосъемки будет решаться во время заседания.
Спустя несколько минут завели самого виновника этого «судебного мероприятия». Объективы камер его тоже напрягают, спасает переданный белый листок бумаги, которым он все время прикрывал лицо. Может быть, стыдно стало?
— Маски нет? – спрашивает он у родных.
— Нет, в следующий раз надо подготовиться, — рассуждает родственница. Но потом заглядывает в сумочку и находит сразу две маски. Вот только отдать их человеку за решеткой не разрешают судебные приставы.
— Мы навели порядок, — делится домашними новостями с подозреваемым супруга. Речь идет об уборке дома после прошедших там обысков.
В какой-то момент, потеряв бдительность, Курмакаев убирает белый листок от лица. «Они тебя снимают!» – предупреждает одна из родственниц. И клянет представителей СМИ: «Это же жулики! Но у них работа такая…»
Завскладом из Москвы?
Судебное заседание объявляется открытым. «Рассматривает ходатайство следователя СЧ СУ МВД по РМ об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу Артуру Курмакаеву», — объявляет председательствующий. После изучения данных о явке, разрешает прошение журналистов: фотографировать и снимать на видео разрешается.
— Курмакаев Артур, 1987 года рождения. Родился и зарегистрирован в Лямбире, проживаю в Саранске, улица Коммунистическая, 17. Образование высшее, юридическое, — представляется подозреваемый. – Женат, двое детей.
Курмакаев рассказывает суду, что работает в московской фирме заведующим складом.
— Ваш доход? – вопрос суда.
— 15 тысяч.
— Рублей? – уточняет председательствующий. Отец семейства подтверждает свои немыслимые официальные заработки. А вот дальше речь должна была пойти о прибыли куда более впечатляющей, но неофициальной и криминальной. Однако Артур берет паузу, надо ознакомиться с материалами дела и согласовать свою позицию с адвокатом. Объявляется короткий перерыв.
Кто слил базу данных?
Наконец, слово берет следователь. К материалам дела приобщаются телефонограммы, в которых потерпевшие – представители страховых фирм, просят рассмотреть прошение без их участия. Затем представитель МВД переходит к оглашению ходатайства. В нем предлагается заключить Курмакаева под стражу на один месяц 23 дня – до 23 марта.
Из материалов дела следует, что афера проворачивалась по очень непростой схеме. Подготавливались копии поддельных документов, которые подтверждали наступление страхового случая со смертельным исходом в ДТП. Среди липовых бумаг были паспорта, свидетельства о смерти, постановления об отказе в возбуждении уголовных дел, в отдельных случаях — бумаги на погребение. Вся эта фикция, изготовленная дома кустарным способом, предоставлялась в филиалы страховых компаний в разных регионах страны. Пакеты документов отправлялись почтой. Для этого, по данным правоохранителей, Курмакаев лично выезжал в другие регионы. Чтобы все выглядело более правдоподобно, отсылал документы из тех населенных пунктах, где проживала родня конкретного «усопшего». При этом, по предварительной информации, если имена жертв и их данные были полностью вымышленными, а документы подделанными, то люди, которые в этом спектакле выполняли роль родственников, реально существующие, но ничего не подозревающие о том, что от их имени строчат обращения в страховые компании. Как правило, это автовладельцы, которые регулярно страхуют машины и находятся в базах данных страховщиков. А вот каким образом эти базы попали в руки постороннего человека, еще предстоит выяснить следствию. Как и то, почему страховщики не проверили подлинность документов.
«Для конспирации обвиняемый на каждый эпизод противоправной деятельности использовал разные сим-карты для связи. Они служили для активации банковских карт, зарегистрированных на неустановленных лиц, а в последующем на них поступали выплаты от страховых компаний», — комментируют в УФСБ по РМ.
В ведомстве также поясняют, что во время обысков в квартире обнаружены телефоны, те самые банковские и сим-карты, а также печати и бланки различных организаций. Кроме того, дома находилась крупная сумма денег — 980 тысяч рублей. Базу данных страховых компаний силовики тоже обнаружили в жилом помещении.
Таким образом, афера потянула более, чем на 6 миллионов рублей, 2,3 миллиона из них были обналичены. А преступная деятельность продолжалась с марта 2024 года по январь 2025-го. Пока речь идет более чем о десятке эпизодов, совершенных в разных регионах.
Кстати, юридически подозреваемый не судим, однако, по словам следователя, ранее был замешан в похожих делах. Правда судимость считается погашенной.
Отпустите домой!
Курмакаев свою причастность не признает, в СИЗО не хочет. Просит отпустить его под домашний арест в квартиру, где живет со своей семьей. Жилье это официально принадлежит теще подозреваемого, но фигурант дела уверяет, что она ничего не имеет против домашнего арестанта в ее квартире. А защитник подтверждает слова своего клиента, предоставив соответствующее заявление от собственницы жилого помещения.
Но суд отказывает Курмакаеву в домашнем аресте и отправляет следственный изолятор.