16.2 C
Саранск
Пятница, 26 апреля, 2024

Жители Мордовии рассказывают, как партнерство с государством меняет жизнь на селе

Пишу о референдуме в Краснослободском районе, и снова вспоминаю письмо читателя из села Теньгушево. Он рассказал, что Теньгушево разделяет речка, через которую жителям села приходится перебираться с одной улицы на другую. Переправой служит перекинутый с берега на берег проржавевший шаткий борт от грузовика. И нет на том переходе ни перил, ни ограждений, да и сами подходы к речке далеко не безопасны.

«Чем мы хуже?»

Автор письма радуется за жителей Атюрьева, которые оказались в подобной ситуации, но нашли решение своей проблемы. Этой осенью были построены несколько добротных мостиков через разделяющую село речку Лячу. Теньгушевец задается вопросом: «Неужели администрации Теньгушевского сельского поселения так трудно обновить примитивную, да и опасную переправу, по которой люди ходят в школу и на работу?»

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}

«А у нас этот мостик на балансе не стоит, — ответили в сельской администрации. – В 500 метрах от него есть уже хороший мост с перилами, а этот – самострой».

Наверное, это так и есть, хотя и в Атюрьеве мостики на месте нынешних переходов тоже были поначалу «самостроем». Но власти взяли в расчет, что жители устраивают переходы там, где им действительно ходить ближе и удобнее. Новые переходы построили за счет средств сельского поселения. А в бюджете Теньгушевского поселения, похоже, денег на это нет. Но если не удается заработать на закупках у населения сельхозпродукции и полной собираемости налогов, кто мешает провести местный референдум по самообложению и задать вопрос: «Построим мостик через Вечкилейку на средства от самообложения?» Об этом, кстати, говорят и отклики в социальных сетях сразу после публикации в «ИМ» письма читателя. Вот лишь некоторые. Ксения Калинина: «Сбросились бы по пятьсот рублей, и мостик был бы настоящий, с перилами, ведь для себя можно и разориться один раз». Василий Гладышев: «Ксения, у нас люди привыкли, чтобы кто-то им сделал, а они это еще и обсудили бы». Ксения Калинина: «Василий, Вы правы».

Вопросы везде разные

16 апреля референдум по самообложению граждан в Мордовии прошел уже во второй раз. Жителям предстояло ответить, согласны ли они собственными средствами помочь в решении конкретных вопросов местного значения в своих населенных пунктах? Понятно, что эти вопросы в каждом конкретном поселении разные.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 2}

В референдуме участвовало и население 13 поселений Краснослободского района. Только в Гумнах самообложение не поддержали. Это тем более непонятно, потому что по закону к 270 тыс. рублей, что хотели собрать с населения, столько же денег мог добавить бюджет республики. А средства пошли бы на водоснабжение, благоустройство сел и сельского кладбища. Пожадничали, и ни с чем останутся.

Среди тех, с кем мы говорили об итогах референдума в Гумнах, была группа женщин с детьми возле одного из домов на улице Победы. Антонина, Анна и Татьяна огорчены решением большинства селян. «Я думаю, — сказала Татьяна, — вина в этом сельской администрации. Она инициировала референдум, но не сочла нужным узнать наше мнение о сумме, которую мы готовы были внести на решение местных вопросов. Мы не против самообложения, но не хотим теряться в догадках на что отдаем деньги.

Что ответить дяде Васе?

— Все правильно, — соглашается с этим глава Куликовского сельского поселения Ольга Маслова. – Люди должны знать, на какие цели отдают свои деньги. А мы, как представители местной власти, не должны забывать, что деньги на самообложение получаем от конкретного дяди Васи, с которым каждый день встречаемся на улице, и он может задать вопрос: «На что мои деньги потратили?»

Жители Куликовского поселения видят, что их деньги пошли им же во благо. Там, как и в других поселениях района, разовый платеж составил 200 рублей с человека. Не участвовали в самообложении лишь категории льготников. Рассчитывали, что для решения конкретных вопросов местного значения соберут от жителей 68 тысяч рублей, а собрали даже 98,4 тысячи. И это, не считая такой же суммы, которая в конце декабря поступит из бюджета Мордовии. «Мы до референдума объяснили людям, что деньги пойдут на расширение сельского кладбища, и люди с пониманием отнеслись к предложению собственными средствами поучаствовать в действительно важном для всех деле, — говорит Ольга Маслова. – О наших планах узнали и проживающие в других местах уроженцы села, у которых похоронены на нашем кладбище родственники, и они тоже стали перечислять на специальный счет деньги. Спонсировало расширение кладбища и сельхозпредприятие «Куликово», за что большое спасибо его руководителю И.И. Нотину».

Благодаря финансовому участию самих жителей в решении местных вопросов положительные перемены произошли после референдума в Ефаевском сельском поселении. Летом и осенью провели ямочный ремонт на двух улицах села Ефаево, наладили уличное освещение в Ефаеве, Зайцеве, Лепьеве. Как сказал глава поселения Алексей Панин, на улицах Ефаева и Зайцева будет дополнительно смонтировано еще восемь светильников.

— Когда наши активисты объясняли жителям цели и задачи самообложения в поселении, представители старшего поколения вспоминали, что самообложение было и в советские времена. Но тогда это был обязательный для всех налог. На эти деньги тогда ремонтировали колодцы, мосты. А самообложение — добровольный разовый платеж, к тому же его софинансирует государство. К каждому собранному населением рублю бюджет Мордовии добавляет еще и свой 1 рубль. Это разве плохо? 200 рублей — небольшие деньги, но если сложиться вместе, сможем сделать действительно большое дело.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 3}

Уже под занавес года в конкретное дело были вложены деньги от самообложения в Новокарьгинском сельском поселении. «Эти средства пошли на строительство 128 метров пешеходной дорожки с твердым покрытием вдоль ограды сельского кладбища, — сказала глава Новокарьгинского сельского поселения Валентина Синельникова. – Вопрос о ней жители подняли сами на сельском сходе, а после референдума перечисляют деньги на спецсчет. На начало декабря из запланированных 148,4 тысячи было перечислено более 107 тысяч рублей».

В Слободско -Дубровском сельском поселении на деньги от самообложения планировали поменять изгородь на сельском кладбище, и эта работа уже ведется. «Сегодня мы видим, что установлены и покрашены столбики, закуплен и профиль, из которого весной будет сделана сама изгородь, — сказала местная жительница Нина Гренадерова. – Народ очень доволен».

Помогают деньгами и личным участием

Не только деньгами, но и личным участием в субботниках решают вопросы благоустройства жители Старорябкинского сельского поселения. Они все вместе убрали поваленные в 2015 году ураганом деревья на ул.Ленина в Новом Зубареве вокруг памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны землякам. Старые деревья, кустарник и мусор с привлечением спецтехники убраны с кладбища села Старая Рябка. Глава поселения Елена Цыганова отмечает активность братьев Василия и Михаила Капустиных, депутатов Владимира Васинова, Евгения Микляева. Александр Листаров из Старой Рябки на субботники приходил с собственной бензопилой, мусор вывозил на своем тракторе. С отцом и братьями пилил и убирал деревья настоятель местной церкви отец Алексей. Убирали в Старых Рябках мусор, кустарники и деревья четыре Татьяны — Якунина, Звездина, Липилина, Клокова из деревни Шапино, пенсионеры Надежда Федичкина, Людмила Шичавина. Наравне со всеми работали на субботниках сотрудники сельской администрации, много было молодежи.

Валентин ПИНЯЕВ

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости