2 C
Саранск
Вторник, 15 октября, 2024
spot_img

Забытые промыслы: где в Мордовии делали рогожи

На территории современной Мордовии всегда было много лесов, и это способствовало распространению среди жителей связанных с ними и деревом промыслов, которые еще недавно можно было встретить в каждом селе.

Очень полезная липа

Один из очерков рубрики «Уходящие профессии» я посвятил мастерам по изготовлению саней, очень долго остававшихся едва ли не самым доступным, удобным и очень востребованным в зимнее время транспортом. Кто-то очень педантичный подсчитал, что сани делали в 148 селах и деревнях нынешней Мордовии. Самым крупным центром санного промысла с 19 века было село Лухменский Майдан Инсарского района.

Многие виды гужевых повозок отличались основательной отделкой. Одним из доступных и распространенных материалов отделки саней для выездов были рогожи, которые украшали и интерьер в домах сельских жителей.

Сырье для рогож запасали из липы. С одного бревна получалось около 1 пуда коры, который называют лубом. Работа трудоемкая, за день работы один человек снимал в среднем по 15 пудов луба. Его как можно быстрее свозили на «мочища» – запруды на речках и ручьях, в которых оставляли под водой от 6 недель до 3 месяцев. Затем лубья расправляли и сдирали с них мочало, которого с каждого пуда выходило около 6 кг.

Рогожным промыслом занимались крестьяне всех уездов, за исключением Саранского и Темниковского. В зависимости от качества мочала, размера, прочности и назначения, производили до 15 сортов рогож. Больше других ценились «рядные рогожи» из крученого мочала, которые и применялись для обшивки саней, упаковки особо ценных товаров.

Центром плетения рогож был Краснослободский уезд, объединявший три четверти всех рогожников. В пределах волости рогожное ремесло получило самое большое распространение в селе Ельники, где в 1912 году им занимались в 450 крестьянских дворах более двух тысяч жителей. В тот же год общая стоимость всего произведенного рогожниками уезда товара составила 49760 руб. Однако месячный их заработок, несмотря на то, что работали чуть ли не целые сутки, был низким. Корреспондент одной из пензенских газет писал: «Крестьяне рассказывают, что, проработавшие 16-18 часов, они присаживаются к окну, приоткрывают его, выставляют на холод руки и дремлют. Спать при таких обстоятельствах долго не приходится, ибо руки скоро начинают замерзать, задремавший просыпается, и снова принимается за работу».

Из рогожек шили и кули (мочальные мешки), в которых перевозили зерно, хлеб, сало, вяленую рыбу, уголь, гвозди, солод. Для фабрично-заводских товаров – так называемые мешки-пятишницы, вмещавшие 5 единиц чего-либо. Например, 5 пудов зерна, 5 пачек и т.д.

Как и сани из Лухменского Майдана, рогожи и кули также находили своего покупателя даже в далеких местностях. Для сбыта своей продукции ремесленникам  не нужно было самим куда-то ездить. За их товаром приезжали перекупщики, которые увозили рогожи и кули в крупные фабричные и торговые центры — Харьков, Курск, Воронеж, Тамбов. Но и в самих Ельниках все это можно было продать и купить на большом базаре.

Что за дом без кадушки в нем?

До 70-х годов прошлого века очень востребованной тарой кустарного производства оставались у жителей Мордовии кадушки. Бондарный промысел зародился на территории современной республики еще во второй половине XVII века, поводом для этого стало развитие поташного производства. Поташ применяли для изготовления мыла, пороха и стекла, в том числе оптического и хрустального. А в наши дни это еще и калийное удобрение для сельского хозяйства, пищевая добавка, средство для пожаротушения, строительный материал, краситель и проявитель в фотографии. Единицей измерения количества поташа была как раз бочка.

Везде, где производили поташ, в штатном расписании были и бондари, которые считались привилегированной кастой. Например, на Пичкиряевском Майдане работу бондаря оплачивали 6 рублями, 10 четвертями ржи (к концу XVII столетия 1 четверть равнялась 8 пудам, или 131 кг), 3,5 четвертями овса и 3 пудами соли. За это он должен был сделать 120 бочек и много разной другой хозяйственной мелочи из дерева.

По данным переписи 1897 года, бондарей в Мордовии было 1786 человек. Среди первых и в бондарном промысле были жители Краснослободского уезда. Особенно много бочек делали в селе Желтоногово. Материалом для них был, в основном, дуб, запасать который начинали в июне и готовили на весь рабочий сезон.

Кадушки и бочки почти все бондари делали прямо на улице, а зимой — в домах. Кроме умения, бондарю нужен был и специальный инструмент, перечень которого насчитывал не менее 20 названий.

Деготь защищал лошадей

Очень долго массовым ремеслом среди жителей Мордовии оставалось дегтекурение. Дёготь нужен был для изготовления особенной выделки кожи под названием чёрная юфть, из которой потом шили обувь и лошадиную сбрую. Им же для защиты от влаги промазывали нижние венцы деревянных срубов, смазывали замки, оси тележных колёс, пропитывали шпалы.

«Сидели» деготь в специальных ямах, которые чаще всего были в форме кувшина. На ее дно устанавливали емкость для дегтя. Сверху емкости — металлическую сетку или деревянную крышу с дырками для протекания дёгтя. Ямы заполняли мелко нарубленной березовой корой. Кору поджигали, яму закрывали наглухо навозом или травой, чтобы береста не горела, а тлела.

Перегонка дегтя из бересты была в ходу и в советский период в колхозах, где все тяжелые работы доставались лошадям. В летнюю пору лошадей доставали мошки и другая летающая нечисть, защитой от которых был деготь. Бочка с ним в колхозе всегда стояла в общем доступе. Дегтем мазали не только лошадей, но и оси телег, для которых он был как солидол.

Валентин ПИНЯЕВ.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости