Верующие в Мордовии и по всей России встретили великий, двунадесятый православный праздник Преображения Господня. По давней традиции, в народе этот день называют Яблочным Спасом. Даже иконы в храмах в этот день церковные флористы могут украшать не только цветами, но и ароматными спелыми яблоками.
— В этот светлый день Церковь вспоминает события, описанные в Евангелиях от Марка, Матфея и Луки, — рассказывают представители Саранской епархии. — Вот что говорится о них в Новом Завете: «И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом» (Мк, 9:2-13).
По давнему обычаю, в день Преображения Господня после праздничного богослужения в храмах освятили плоды нового урожая. Как правило, верующие приносят в церковь яблоки. На Русь традиция освящать фрукты пришла из Византии: там в праздник Преображения всегда освящали виноград, который как раз созревал к этому времени. Виноград в наши дни выращивают и в России — не только в Крыму и в Краснодарском крае, но и в Мордовии, но всё-таки более распространённый фрукт в наших краях — яблоки.
— С давних пор люди благодарили Бога за все Его дары человеку, будь то земледельческий урожай, улов рыбы или поголовье скота, и приносили часть урожая в жертву, — отмечают в Саранской епархии. — В наше время Церковью торжественно освящаются лишь мёд и фрукты, в том числе яблоки. Кстати, с Яблочным Спасом связана красивая и добрая традиция: после освящения плодов в храме люди щедро делились ими — раздавали фрукты больным, сиротам и нищим, угощали родных и соседей, и только в последнюю очередь ели сами.