-2.5 C
Саранск
Среда, 6 ноября, 2024
spot_img

Водитель лунохода: Заслуженный испытатель космической техники Вячеслав Довгань – о своей необычной профессии

Его имя, как и многих других, работавших в военно-космической отрасли, десятилетиями находилось под грифом «строго секретно». Сегодня заслуженному испытателю космической техники генерал-майору Вячеславу Георгиевичу Довганю  84 года. Находясь на отдыхе в санатории «Мокша», он не засиживался в номере, а продолжал вести активный и здоровый образ жизни. В Ковылкине встречался с военнослужащими воинской части, кадетами и юнармейцами городских школ.

Родом из Белгорода

Вячеслав Довгань родился 20 октября 1937-го в Белгороде. «Отец мой, Георгий Никифорович Довгань,  был призван в ряды Красной Армии в 1932 году, — вспоминает Вячеслав Георгиевич. — Мама Александра Яковлевна, окончив Курский железнодорожный техникум, работала на станции Курск билетным кассиром. В предвоенные годы рос в Белгороде, потом в Курске, затем семья переехала в посёлок Идрица Псковского района, где нас застала война. В конце июля маму и меня эвакуировали в город Пугачёв, в который мы приехали уже втроём, поскольку 2 ноября в пути следования родилась моя сестра. После Курской битвы в сентябре 1943 года вернулись в освобождённый Курск. В 1944 году поступил учиться в начальную школу. Осенью 1945 года отец в звании капитана, пройдя боевой путь с войсками Карельского, Ленинградского, Прибалтийского, Белорусского и Украинского фронтов до поверженного Бухареста, приехал к нам в Курск. 23 февраля 1946 года семья переехала в Симферополь, к месту службы отца».

В 1954 году по окончании средней школы Вячеслав Дов­гань поступил в Камышинское артиллерийское техническое училище. В сентябре 1957 года после присвоения воинского звания техника-лейтенанта получил назначение на должность старшего техника Ростовского высшего артиллерийского училища, прослужил пять лет в Ракетных войсках. Учился в академии им. Дзержинского на радио­факультете.

Самая знаменитая миссия

Вячеслав Довгань может долго и подробно, с документальным подтверждением рассказывать, как развивалась наша отечественная космонавтика, ставшая его судьбой. В беседе с журналистом Вячеслав Георгиевич раскрыл немало интересных фактов из совместной работы с советскими учеными и конструкторами, разработчиками лунной программы.

— В 1968 году нас несколько человек отправили под Симферополь, где был создан Центр дальней космической связи Командно-измерительного комплекса. Сейчас это  Центр испытаний и управления космическими средствами имени Г.С. Титова, — рассказывает он. — Прошёл специальный отбор в группу управления лунными самоходными аппаратами. После завершения учёбы и тренировок в составе экипажа по теле­операторному управлению луноходом мне была присвоена квалификация «Водитель лунохода».

Вячеслав Довгань с теплотой вспоминает конструктора  Геннадия  Бабакина. Именно он создал первый советский луноход: «Мне посчастливилось управлять луноходом с расстояния 400 тысяч км. Работал наш экипаж по взятию грунта с Луны. С первой попытки — аппаратом «Луна-16» — взяли 106 граммов лунного грунта… После окончания американцами лунной программы в 1972 году мы через несколько лет свернули и свою».

«Строго секретно»

По словам Вячеслава Дов­ганя, еще до прибытия американцев на Луну Сергей Павлович Королев знал, что на спутнике Земли грунт типа пемзы. Он уверенно заявил: «Луна – твердая».

 — Наши советские ученые и конструкторы уделяли огромное внимание изучению околоземных планет, особенно Луны, — вспоминает ученый. — Работа секретная, напряженная, требующая сил и знаний, практического опыта.  Мои родители, жена не знали, чем конкретно я занимаюсь. И только когда «Луноход» пошел, в газетах появились наши фотографии. И то без имен и фамилий, в штатской одежде. Соседи на одном из снимков узнали меня, сразу побежали к супруге с расспросами, а она не знает… Потом уже нас в программе «Время» показывали.

— Вячеслав Георгиевич, так американцы  были на Луне или нет? До сих пор ходят разные разговоры.

— Конечно же, были. Мы наблюдали за ними в Центре дальней космической связи.

«Русский космос»

с автографом

«Рад, что сейчас руководство страны обратило внимание на космическую отрасль, а молодежь вновь проявляет интерес к астрономии, робототехнике, исследованиям Вселенной. Политика, которая проводится нынешним руководством нашей страны, вселяет надежду и оптимизм. Так что для нас сейчас главное — не сходить с взятого курса, заниматься космосом», — отмечает наш собеседник.

Всю жизнь Вячеслав Дов­гань посвятил космонавтике. После завершения отечественной   лунной программы он был откомандирован в Управление космическими полетами. Участвовал в сдаче в эксплуатацию космических комплексов «Салют» («Алмаз»), а затем и в 180 работах с космическими аппаратами «Салют-3», «Союз-14», «Союз-15». Принимал участие в создании службы технического обеспечения медицинских частей и учреждений Вооруженных Сил СССР.

И еще один нюанс в его биографии, он — участник боевых действий в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (1985).

 В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Техническое обеспечение госпитальных баз фронта в наступательной операции». Вышел в отставку в звании  полковника.

Перед тем, как покинуть Мордовию, ветеран космонавтики Вячеслав Георгиевич Довгань встретился с исполняющим обязанности главы Ковылкинского муниципального района Игорем Бутяйкиным. Руководитель муниципалитета за чашкой чая внимательно выслушал рассказ необычного гостя, подарил книгу о Ковылкинском районе. В ответ с дарственной надписью получил журнал «Русский космос» с авторской публикацией.

Петр САМСОНКИН, специально для «ИМ».

За большие заслуги перед Родиной Вячеслав Довгань награжден орденом Ленина, Знаком Почета, орденом Почета Российской Федерации, другими орденами и медалями. Носит почётные звания «Ветеран космонавтики», «Заслуженный испытатель космической техники», «Почётный радист СССР». В апреле — июне 1968 года Вячеслав Довгань успешно прошел отбор в члены экипажа «Лунохода». В качестве водителя принимал участие в управлении  на поверхности Луны аппаратами «Луноход-1» и «Луноход-2».

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости