Его имя, как и многих других, работавших в военно-космической отрасли, десятилетиями находилось под грифом «строго секретно». Сегодня заслуженному испытателю космической техники генерал-майору Вячеславу Георгиевичу Довганю 84 года. Находясь на отдыхе в санатории «Мокша», он не засиживался в номере, а продолжал вести активный и здоровый образ жизни. В Ковылкине встречался с военнослужащими воинской части, кадетами и юнармейцами городских школ.
Родом из Белгорода
Вячеслав Довгань родился 20 октября 1937-го в Белгороде. «Отец мой, Георгий Никифорович Довгань, был призван в ряды Красной Армии в 1932 году, — вспоминает Вячеслав Георгиевич. — Мама Александра Яковлевна, окончив Курский железнодорожный техникум, работала на станции Курск билетным кассиром. В предвоенные годы рос в Белгороде, потом в Курске, затем семья переехала в посёлок Идрица Псковского района, где нас застала война. В конце июля маму и меня эвакуировали в город Пугачёв, в который мы приехали уже втроём, поскольку 2 ноября в пути следования родилась моя сестра. После Курской битвы в сентябре 1943 года вернулись в освобождённый Курск. В 1944 году поступил учиться в начальную школу. Осенью 1945 года отец в звании капитана, пройдя боевой путь с войсками Карельского, Ленинградского, Прибалтийского, Белорусского и Украинского фронтов до поверженного Бухареста, приехал к нам в Курск. 23 февраля 1946 года семья переехала в Симферополь, к месту службы отца».
В 1954 году по окончании средней школы Вячеслав Довгань поступил в Камышинское артиллерийское техническое училище. В сентябре 1957 года после присвоения воинского звания техника-лейтенанта получил назначение на должность старшего техника Ростовского высшего артиллерийского училища, прослужил пять лет в Ракетных войсках. Учился в академии им. Дзержинского на радиофакультете.
Самая знаменитая миссия
Вячеслав Довгань может долго и подробно, с документальным подтверждением рассказывать, как развивалась наша отечественная космонавтика, ставшая его судьбой. В беседе с журналистом Вячеслав Георгиевич раскрыл немало интересных фактов из совместной работы с советскими учеными и конструкторами, разработчиками лунной программы.
— В 1968 году нас несколько человек отправили под Симферополь, где был создан Центр дальней космической связи Командно-измерительного комплекса. Сейчас это Центр испытаний и управления космическими средствами имени Г.С. Титова, — рассказывает он. — Прошёл специальный отбор в группу управления лунными самоходными аппаратами. После завершения учёбы и тренировок в составе экипажа по телеоператорному управлению луноходом мне была присвоена квалификация «Водитель лунохода».
Вячеслав Довгань с теплотой вспоминает конструктора Геннадия Бабакина. Именно он создал первый советский луноход: «Мне посчастливилось управлять луноходом с расстояния 400 тысяч км. Работал наш экипаж по взятию грунта с Луны. С первой попытки — аппаратом «Луна-16» — взяли 106 граммов лунного грунта… После окончания американцами лунной программы в 1972 году мы через несколько лет свернули и свою».
«Строго секретно»
По словам Вячеслава Довганя, еще до прибытия американцев на Луну Сергей Павлович Королев знал, что на спутнике Земли грунт типа пемзы. Он уверенно заявил: «Луна – твердая».
— Наши советские ученые и конструкторы уделяли огромное внимание изучению околоземных планет, особенно Луны, — вспоминает ученый. — Работа секретная, напряженная, требующая сил и знаний, практического опыта. Мои родители, жена не знали, чем конкретно я занимаюсь. И только когда «Луноход» пошел, в газетах появились наши фотографии. И то без имен и фамилий, в штатской одежде. Соседи на одном из снимков узнали меня, сразу побежали к супруге с расспросами, а она не знает… Потом уже нас в программе «Время» показывали.
— Вячеслав Георгиевич, так американцы были на Луне или нет? До сих пор ходят разные разговоры.
— Конечно же, были. Мы наблюдали за ними в Центре дальней космической связи.
«Русский космос»
с автографом
«Рад, что сейчас руководство страны обратило внимание на космическую отрасль, а молодежь вновь проявляет интерес к астрономии, робототехнике, исследованиям Вселенной. Политика, которая проводится нынешним руководством нашей страны, вселяет надежду и оптимизм. Так что для нас сейчас главное — не сходить с взятого курса, заниматься космосом», — отмечает наш собеседник.
Всю жизнь Вячеслав Довгань посвятил космонавтике. После завершения отечественной лунной программы он был откомандирован в Управление космическими полетами. Участвовал в сдаче в эксплуатацию космических комплексов «Салют» («Алмаз»), а затем и в 180 работах с космическими аппаратами «Салют-3», «Союз-14», «Союз-15». Принимал участие в создании службы технического обеспечения медицинских частей и учреждений Вооруженных Сил СССР.
И еще один нюанс в его биографии, он — участник боевых действий в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане (1985).
В 1988 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Техническое обеспечение госпитальных баз фронта в наступательной операции». Вышел в отставку в звании полковника.
Перед тем, как покинуть Мордовию, ветеран космонавтики Вячеслав Георгиевич Довгань встретился с исполняющим обязанности главы Ковылкинского муниципального района Игорем Бутяйкиным. Руководитель муниципалитета за чашкой чая внимательно выслушал рассказ необычного гостя, подарил книгу о Ковылкинском районе. В ответ с дарственной надписью получил журнал «Русский космос» с авторской публикацией.
Петр САМСОНКИН, специально для «ИМ».
За большие заслуги перед Родиной Вячеслав Довгань награжден орденом Ленина, Знаком Почета, орденом Почета Российской Федерации, другими орденами и медалями. Носит почётные звания «Ветеран космонавтики», «Заслуженный испытатель космической техники», «Почётный радист СССР». В апреле — июне 1968 года Вячеслав Довгань успешно прошел отбор в члены экипажа «Лунохода». В качестве водителя принимал участие в управлении на поверхности Луны аппаратами «Луноход-1» и «Луноход-2».