В этом году отметило свой 70-летний юбилей одно из крупнейших предприятий отечественной светотехнической промышленности Ардатовский светотехнический завод. Сегодня он выпускает 3000 модификаций светильников, имеет 30 региональных представительств по всей России, и около 200 сданных промышленных и муниципальных объектов. Но главным достоянием завода являются его сотрудники. Такие, как Виктор Бармин, проработавший на предприятии шестьдесят лет! С живой легендой российской светотехники встретился корреспондент «ИМ».
«Мать растила нас одна!»
Невысокий седой мужчина гостеприимно приглашает к столу. Крепкое сухое рукопожатие, добродушная, чуть стеснительная улыбка. Он не привык к вниманию СМИ. Хотя, если кто и заслуживает восторженных публикаций, так это он.
Виктор Бармин родился в 1940 году в поселке Самаевка Ковылкинского района республики. Через год началась война. Отца забрали на фронт, а в 1943 году домой прислали похоронку.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}
— В детстве мне казалось, что я помню отца, но сейчас понимаю, что это была только иллюзия, — говорит Виктор Бармин. — Меня и двух моих сестер мама воспитала одна. До сих пор помню, как днем она работала в совхозе, а по ночам оставляла последние силы на личном хозяйстве. Нужно было накосить сена для коровы, потом на специальной тачке привезти. А без коровы мы бы просто не выжили.
Учебу в семилетке он совмещал с тяжелым крестьянским трудом. А после окончания школы подался в Рязань.
— В те годы Рязанский электровакуумный техникум котировался очень высоко, — продолжает Виктор Бармин. – Там даже стипендия была выше, чем у нас в университете. Для меня это было
весомым обстоятельством, но все же не главным. Не знаю, почему, но меня всегда тянуло к технике.
Четыре года учебы пролетают как один день, и вот уже молодой специалист стоит в Совнархозе в кабинете кадровика.
— И вот он мне говорит: «Ты знаешь, у нас завод недавно открыли новый, там кадры очень нужны», — вспоминает Виктор Бармин. – Заводу тогда было всего девять лет. И вот уже шестьдесят лет я здесь!
«Моя мечта осуществилась!»
Свой первый рабочий день на Ардатовском светотехническом заводе Виктор Бармин и сейчас помнит в деталях.
— Из Саранска я приехал на автобусе, — рассказывает мужчина. – День солнечный был, но после дождя. Помещений заводоуправления в то время здесь, конечно, не было. Была только огромная пятиэтажная мельница на реке Алатырь и двухэтажное здание. Весь завод строился на основе мельничного корпуса. Документ о строительстве предприятия подписал лично Иосиф Сталин.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 2}
Молодого специалиста практически сразу назначили на должность техника-технолога. Виктор Бармин и сам не заметил, как завод стал его средой, его атмосферой, его жизнью. Позже он стал инженером-конструктором, потом – старшим инженером-конструктором, заместителем главного конструктора, главным конструктором, заместителем главного инженера, главным инженером, техническим директором.
— Мне не раз предлагали возглавить этот завод, — говорит Виктор Бармин. – Но я всегда отвечал, что это не мое. Мне всегда была по душе техническая работа. Как сейчас помню, в 1959 году отмечалось десятилетие завода. К этому времени здесь уже работало свыше тысячи человек, выпускалось три миллиона светильников в год. И это – в крестьянской местности! На торжественном собрании выступали руководители предприятия, а мне дали слово как молодому специалисту. Дословно я уже не помню, что тогда говорил, но в конце своей речи я сказал, что хочу, чтобы наше поколение сделало завод крупнейшим светотехническим предприятием страны, оснащенным современным оборудованием и технологиями. Сейчас я могу сказать, что моя мечта осуществилась! В 2005 году, когда я уходил с должности технического директора, наш завод действительно был крупнейшим светотехническим предприятием в России.
Вторая родина
Виктор Бармин, стесняясь, признается, что за время его работы на заводе не было продукции, в разработке которой он не принимал бы участия. И большинство этих разработок были абсолютно уникальными. До него никто этого не придумал, ни одно предприятие в стране не выпустило. Наглядным подтверждением этих слов являются патенты, украшающие стены рабочего кабинета Виктора Бармина. Он же стал и первым кандидатом наук на заводе.
{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 3}
Производственные успехи молодого специалиста совпали с серьезными переменами в личной жизни Виктора Бармина. Ардатовская земля стала для него второй родиной. Здесь он нашел жену, сюда же перевез пожилую маму.
— Только не думайте, что я забыл свои родные места, — улыбается Виктор Бармин. – В Ковылкино меня всегда тянуло. И мама моя там похоронена, и сестры. Каждые два года стараюсь бывать в
своем родном поселке. Корни свои нельзя забывать. Знаете, я долго пытался найти место гибели отца. Выяснил, что он погиб в Белоруссии. Обращался в военкомат и здесь, и там, но удалось узнать только, что он похоронен в братской могиле.
«Хочу всю жизнь посвятить родному заводу!»
Оглядываясь на прожитые годы, Виктор Бармин не скрывает, что ему приятно осознавать тот факт, что он стал свидетелем исторических перемен в жизни страны, что внес свой вклад в развитие отечественной светотехнической промышленности. Ему ведь предлагали не только возглавить Ардатовский светотехнический завод, но и звали главным конструктором в Ригу, Тернополь, Гагарин.
— Но я от всех этих приглашений всегда отказывался, — улыбается Виктор Бармин. – Я как пустил свои корни здесь, так и решил для себя, что хочу всю свою жизнь посвятить родному заводу.
По словам Виктора Бармина, самым сложным периодом в его жизни и жизни завода стали перестроечные годы.
— Людям тогда зарплату давали светильниками или водкой, — вздыхает конструктор. – А ведь жить-то как-то надо было. Но мы и тогда сумели как-то выплыть. Вот была, к примеру, у нас в стране электроника. Так, в те годы эта отрасль просто вымерла. А светотехника выжила. И мы сумели как-то переориентироваться. Ведь в советское время была строгая специализация предприятий. К примеру, наш завод выпускал только осветительные приборы для освещения производственных помещений. Промышленность в те годы развивалась бешеными темпами, и спрос на нашу продукцию был огромным. И вот в перестроечные годы многие предприятия переориентировались на выпуск светотехнической продукции. В результате в стране вместо восьми стало полторы тысячи предприятий. Но потребность-то в этой продукции снизилась по сравнению с тем периодом, когда я только начинал работу. И вот я мечтаю, чтобы в ближайшем будущем наша промышленность достигла тех объемов! У нас ведь, если подумать, просто нет другого пути!
Алексей КОНСТАНТИНОВ