Ещё три года назад 33-летний уроженец Дубёнского района Мордовии Сергей Абедкин и подумать не мог, что в его судьбе произойдут такие перемены. Смена привычного места работы, изменения в личной жизни, а затем суровая действительность спецоперации. Сегодня молодой мужчина уже привыкает к мирному небу и новой должности руководителя. Совсем недавно ветеран специальной военной операции возглавил учебно-методический центр «Авангард» в Ичалковском районе. О своём пути, военной поре, роковых случайностях, любви к детям и Родине Сергей Алексеевич рассказал корреспонденту «Известий Мордовии».
Мордовский парень
Сергей Абедкин родился в живописной деревне Антоновка. Детство было счастливым и беспечным, несмотря на сложные для страны 90-е. Отец трудился в местном колхозе, мама была поваром в школьной столовой. Рос мальчишка вместе с сестрой-двойняшкой под присмотром старшей сестры. До девятого класса учился в Антоновской школе, ближе к выпускному перевелся в Поводимовскую. Сергей Абедкин успешно сдал экзамены и поступил в МГПУ им.М.Е. Евсевьева. Факультет истории и права окончил хорошо. В 2013 году был призван в армию, которая его многому научила. Сергей участвовал в контртеррористической операции в Южной Осетии. Вернувшись на гражданку, парень стал инструктором по вождению, затем работал в одном из крупных гипермаркетов столицы Мордовии, дорос до заместителя руководителя секции. Следующим местом работы стал один из кабельных заводов, где он трудился пять лет.
— Осенью 2022 года мне поступило очень выгодное предложение о работе вахтой в другом городе. Я его принял и уже в понедельник должен был выезжать. В пятницу мне звонит отец с новостью о том, что пришла повестка. Недолго думая, я отправился в родительский дом и уже на следующее утро прибыл в военкомат, — вспоминает Сергей Абедкин.
Дальше Рузаевка и отправка на боевое слаживание в Ульяновск. Там он был назначен на должность командира взвода с присвоением звания лейтенанта.
— Мне предстояло командовать 26 ребятами, самому взрослому из них было всего 38 лет, а мне на тот момент едва исполнилось 31. Каждый из нас понимал, что нужен Родине, — сказал Сергей Абедкин.
В Ульяновске ребята проходили боевое слаживание. Обучались техникам передвижения, тактической медицине. Буквально впитывали знания.
«За ленточкой»
И вот отправка «за ленточку». Сергей вспоминает, что именно в этот момент впервые осознал возложенную на него ответственность.
— Я увидел, с каким доверием и надеждой на меня смотрят парни. Вроде бы, взрослые мужики, а ждут принятия правильного решения от меня, — подчеркнул участник СВО.
Прибыв на место и обустроившись на трое суток в одном из разбитых врагом зданий, ребята поняли, что в дальнейшем их судьба зависит от их слаженности и командной работы. До линии фронта 15 километров. Уже слышна работа артиллерии, раскаты, жужжание коптеров-разведчиков в небе. Погода не привычная для жителя Мордовии: снега нет, высокая влажность от чего даже небольшой минус воспринимается, как лютый мороз.
— Ничего, мы справлялись. Есть стены, есть спальники, нас много, надышим и тепло становится, — вспоминает командир взвода Абедкин.
Через какое — то время ребят из Мордовии перебрасывают в небольшой посёлок городского типа, за освобождение которого шли кровопролитные бои. Там молодому офицеру впервые пришлось проявить смелость и силу характера, чтобы отстоять своих.
— Представьте ситуацию, мой взвод вместе с остальными построен на площади, местные офицеры отбирают личный состав для своих бригад. Я вижу, как «моих» начинают, грубо говоря, дербанить. Командую: «Взвод, всем оставаться на месте!» И тут ко мне подходит комбат и недоумевает, на что я ему отвечаю, мол, если мы нужны, берите целиком, взвод прошёл боевое слаживание и готов к выполнению задач, но во взаимодействии друг с другом. Командование прислушалось к моей просьбе, — вспоминает Сергей Абедкин.
«Крещение танком»
Командиром батальона, куда попал взвод ребят из Мордовии во главе с Сергеем Абедкиным, должен был стать луганчанин с позывным «Мангуст». Но бойцов под крыло берет наш земляк Василий Ситкин.
На одном месте Сергей Абедкин и его ребята долго не находятся. Взвод перебрасывают в следующий населенный пункт. Водитель, который везет людей, очень нервничает. Только потом новички – военные поняли, почему.
— Проснувшись утром, мы толком и не поняли, что происходит. В 5 километрах от нас появляется танк врага и начинается обстрел. 24 выстрела до обеда и 26 после. Это событие вошло в летопись нашего взвода под названием «Крещение танком», — вспоминает офицер.
В одном из населённых пунктов в составе взвода появился местный боец с позывным «Зелёный». Именно он рассказал мордве о том, что по населенному пункту лучше не передвигаться днём, а всю работу осуществлять либо в сумерках, либо на рассвете.
Следующий населенный пункт — и отсюда уже видно, как на линии фронта в посадках вздыбливается земля от взрывов. Под ногами мины – лепестки.
— Мы обустраиваем заваленные землёй блиндажи. Запасаем в них продовольствие, затапливаем земляные печки, тепла от которых хватает только на то, чтобы руки погреть. Через трое суток нам сообщают, что дальше – ЛБС, — вспоминает боец.
Трое суток взвод находился на линии боевого соприкосновения, трое – на отдыхе. Быт ребята обустроили в одном из подвалов.
— Опасность преследует на передовой каждую минуту. Бдительность нельзя терять! И сигналы от командования игнорировать чревато последствиями, — говорит Сергей Абедкин.
В один из дней отдыха ребята натопили подвалы, в них стало очень тепло, сварили армейский борщ из тушёнки и основы в банке, устроили банные процедуры и затеяли стирку. Не предусмотрели, что днём дым от костра, поднявшийся в небо, заметили враги.
— Я предупреждал ребят, на что они ответили, да ладно, Серёг, мы за неделю впервые отогрелись, — вспоминает руководитель взвода.
В этот момент населенный пункт накрывает артобстрел. Ребята быстро тушат костерок. Слава Богу, никто не пострадал.
Ротный Абедкин
Но со смертью встретиться всё же пришлось. Через неделю во время смены двоих ребят замечает украинская разведка и по ним начинают работать снайперы. Спасти бойцов не удалось…В марте от пули врага погибает командир роты — наш земляк. Ему было 42 года.
— Эти события заставили меня повзрослеть. Мальчишеский максимализм окончательно остался в прошлом. Теперь я понимал, что воюю именно за этих ребят – детей погибших товарищей, а ещё за будущее тысяч российских детей, — сказал Сергей Абедкин.
После смерти Василия Ситкина нашего героя Сергея Абедкина назначают командиром роты. Он понимает, что теперь от его решений зависит жизнь не 22, а 70 бойцов.
— Мы более тщательно укрепляем позиции. Из Мордовии приходит первая гуманитарная помощь, в составе которой УАЗик, который мы прозвали «Белкой». Приходит осознание обыденности военных действий и ещё большая уверенность в Победе. При этом я учу своих бойцов не недооценивать противника. Среди ВСУшников очень много хорошо подготовленных, мотивированных, идейных военных. Тех, кто до последнего не сдаётся в плен, а если и сдаётся, то в очень тяжёлом состоянии, — говорит Сергей Абедкин.
Так проходит лето. В октябре нас направляют в другой населенный пункт. Ставится задача – выйти на рубеж обороны. Сергей вспоминает, что эта местность очень живописная: бескрайние поля с оврагами. Вот только всё просматривается и контролируется врагом. В одном бою командир роты потерял много бойцов.
— Я решил выставить разведпост, чтобы мои военные тоже могли безопасно проглядывать поле. Ползком стал искать подходящее место и нашёл. Но противник заметил, что на линии разграничения происходит движение. Подпустил меня ближе и открыл огонь. Пуля попала в руку. Будто удар током, автомат выскакивает, я прижимаюсь к земле, понимаю, что по мне начинают ещё активнее работать. Ребята рвутся на помощь, но по рации я им сообщаю,что справлюсь сам. Осознаю, что не должен рисковать их жизнями, — говорит Сергей Абедкин.
Через час командиру роты удается вырваться из-под обстрела. Ему накладывают жгут, батальонный медик констатирует перелом. Дальше эвакуация… Сергей Абедкин приезжает в отпуск в родную Мордовию, где его ждали родители и супруга. При поддержке регионального фонда «Защитники Отечества» боец проходит полное обследование в республиканской больнице, где ему диагностируют не перелом, а разрыв двух нервных пучков. Мышцы начинают атрофироваться. Сложную операцию по сшиванию берется сделать нижегородская клиника. В боевой строй Сергей Абедкин больше не вернулся.
— Слава Богу, моим бойцам, которые остались на передовой, тогда удалось выполнить боевую задачу. И сейчас они продолжают находиться в зоне боевых действий. Ребята часто выходят на связь, благодарят за те навыки, которые я успел им передать, вспоминают мои советы и принципы, — говорит боец СВО.
Где родился …
После возвращения домой, Сергей Абедкин вступил в Ассоциацию участников специальной военной операции, получал консультации в республиканском фонде «Защитники Отечества», где ему и помогли трудоустроиться в учебно – методический центр «Авангард».
Это базовая площадка для всего военно-патриотического образовательного направления в республике. Участник СВО пока только вникает в административную деятельность, больше ему нравится общаться с ребятами.
— Теперь я хочу просто жить. Увиденное и пережитое там, тяжело забыть. Но я принял решение, что оно не просто должно сохраняться в памяти, а трансформироваться в опыт, который я могу передать молодому поколению, — заключает Сергей Абедкин.
Тем ветеранам СВО, кто ещё не определился с профессией и местом работы, поможет региональная программа подготовки кадров «Герои среди СВОих». Сергей Абедкин уже подал заявку для участия в ней.
Ветеран спецоперации Сергей Абедкин преподает подросткам начальную военную подготовку
![4k3PWjuTTvQ](https://cdn.izvmor.ru/wp-content/uploads/2025/02/4k3pwjuttvq-696x463.jpg)