«Известия Мордовии» продолжают публикации из серии придуманного нами газетного жанра «Сказка-быль», в рамках которого расскажем об известном в Мордовии человеке, но не назовем его фамилии. Вам предстоит подумать-поразмыслить и «рассекретить» его. Первый, кто дозвонится к нам в редакцию по телефону в Саранске: 8(8342) – 24-53-18 и правильно назовет ФИО героя публикации, получит приз от «Известий Мордовии»! На этот раз мы отправляемся с вами в скромный домик атюрьевского села Красновка послевоенных лет…
— Ванятка, родненький сыночек, вставай! Пойдем с тобой топить печку в школу. А то ученики придут на уроки и «околеют» совсем, зима-то какая окаянная ныне, совсем, как в военные годы, вона как свирепеет, буранит, — почти шепотом ранним декабрьским утром, а по существу еще ночью, молодая мордовочка из атюрьевской деревеньки Красновка в далекие теперь пятидесятые годы прошлого столетия будила своего восьмилетнего сына-помощника Ваню.
Мамин помощник
Молодой многодетной мокшаночке, работавшей в местной школе уборщицей и истопником по совместительству, конечно, жалко было будить сына в предновогоднюю ночь, к тому же, любимый Ванятка чему-то так радовался во сне, загадочно улыбался…
До школы им предстоял совсем нелегкий путь: от прежней тропки за ночь не осталось и следа, снега в считанные часы намело вдоволь, почти в уровень с крышами домов. До другого края Красновки, где была начальная школа, матери и сыну предстояло совершить «фронтовой» марш-бросок, по пояс увязая в снегу. «Ванечка, ну вставай же, родной, хватит смеяться во сне! Одной ведь мне не дойти, не ровен час волки нападут, пропадете без меня!» Через пару минут маленький «солдатик» уже был готов защищать любимую мать и от волков, и от любой другой напасти.
Чай «по-барски»
А уже через десять минут «мужичок с ноготок» важно шагал в школу, то и дело проваливаясь в сугробы. В лицо атюрьевского мальца беспощадно били снежинки-стекляшки, он смело пробирался с мамой в школу, а сам вспоминал свой короткий, но такой распрекрасный сон: «Сидит все их семейство за одним дружным огромным столом. Шесть деток, включая и Ваню, уже готовы были дружно пить ароматный чай с огромными, с кулак величиной, комками сахара». В ту пору комковой сахар был сладкой мечтой для всех послевоенных детей.
В предновогоднем сне Ваня увидел, что во главе всех за столом — батяня Семен Григорьевич, фронтовик, прошедший ад финской и Великой Отечественной войн. Он собирался пить чай «по-барски»: уже замахнулся деревянной ложкой, чтобы смачно добавить в чай густой деревенской сметаны, как делал их более зажиточный в ту пору сосед!
Восьмилетний пацан не мог удержаться от восторженной улыбки даже во сне: совсем через несколько мгновений отцу станет приятно, он улыбнется и станет делиться воспоминаниями, рассказывать деткам разные поучительные истории о войне…
Юный истопник
Ванюшкин сон на самом сладком месте прервала мать: нужно поспешать в школу, прибраться и нагреть класс до прихода сверстников. А для израненного инвалида двух войн отца многодетного семейства ложка сметаны к чаю так и осталась пределом мечтаний не только во сне своего сына. В нужде жили в послевоенные годы многие подлинные герои-освободители Европы от фашистской чумы.
— Эх, жаль, мамка разбудила меня в самый неподходящий момент, так и не попробовал «сметанного» чаю батя, да и мне вроде сахару комкового не хватило, — вспоминая видение, рассуждал сам с собою Ванятка, набирая в совсем еще детские руки огромную охапку дров для топки школьной печи. — Ничего, батя, подожди только, вырасту, буду работать, обещаю: будет тебе сметанка к чаю…
Кормилец
…В это время за трудолюбивым атюрьевским мальцом внимательно из-за заснеженных вершин облаков наблюдал своим всевидящим оком сам Бог. Ему понравилось самопожертвование восьмилетнего мальчугана, готовность трудиться сызмальства, без оглядки, его не по-детски мудрые мысли, забота о родителях, когда многие Ванькины сверстники мечтали лишь о коньках к валенкам, об играх в снежки да казаки-разбойники.
«Погоди, Иван, придет время и накормишь ты не только своих близких, но и многие тысячи незнакомых тебе людей. Только трудиться тебе, Ванюша, придется поболее многих. Никогда не забывай, что твоя фамилия по-мокшански означает «кормилец»! Придется тебе пройти и Огонь, и Воду, и Медные трубы. Не возгордись, не вознесись в этих испытаниях, будь настоящим Человеком и тогда ты сможешь учить других уму-разуму!»
Восьмилетний юнец этих слов Всевышнего, разумеется, не слышал. Да разве так важно нам, земным, слушать Бога, важнее — чувствовать его и делать все, как Он велит…