12.1 C
Саранск
Суббота, 10 июня, 2023

Василий Инчин: «Бандиты угрожали прямо в суде!»

12 января 2022 года Российской прокуратуре исполняется 300 лет. В преддверии этой знаменательной даты «ИМ» начинают цикл материалов, посвященных работникам прокуратуры Мордовии. Первым нашим собеседником стал руководитель Управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Мордовии Василий Инчин. 

Он мог стать преподавателем детской музыкальной школы, но выбрал службу закону. За 28 лет работы в прокуратуре этот человек повидал многое, ему угрожали местные мафиози и благодарили бандиты за то, что посадил, сейчас он следит за законностью работы местных следователей и дознавателей. 

Преподаватель детской музыкальной школы 

Василий Михайлович родился в 1965 году в селе Лобаски Атяшевского района в многодетной семье. Помимо него в семье Инчиных было еще пятеро детей. Как и все сельские ребятишки, Василий беззаботно бегал со сверстниками по селу, а потом услышал по местной радиостанции, что в Саранске есть музыкальная детская школа-интернат. «Отвезите меня в город, хочу музыке научиться», — попросил родителей мальчишка. Мать с отцом отвезли сына в музыкальную школу, правда, к тому времени прием уже был окончен. Однако педагоги согласились проверить музыкальные способности Василия. В конце августа пришло письмо: «Зачислен, занятия начинаются с 1 сентября».  

— С 9 лет я учился в музыкальной школе по классу баяна, — вспоминает Василий Инчин. — После окончания поступил в музыкальное училище имени Кирюкова. Успешно отучился и выпустился с квалификацией «Преподаватель детской музыкальной школы» и «руководитель-дирижер оркестра русских народных инструментов». В 1985 году по направлению меня отправили работать в родной Атяшевский район в Дом культуры.   

На четвертом курсе пригласили работать в прокуратуру 

В молодые годы Василия заинтересовала работа юриста, ему хотелось отстаивать закон и работать в прокуратуре. Однако, когда он пришел в ведомство, ему заявили: «Сначала отправляйся в армию, получи юридическое образование, а потом приходи». Три года он отслужил на Тихоокеанском флоте, а потом поступил в Мордовский госуниверситет на юридический факультет.  

«На 4 курсе меня пригласили в деканат, там встретил старший помощник прокурора по кадрам Мордовии Павел Фофанов: «Я изучил ваше личное дело и предлагаю вам работать в прокуратуре. Приходите к прокурору республики на беседу». Прокурор Мордовии для меня — авторитет, тогда эту должность занимал Павел Сенькин. Я пришел, поблагодарил его за доверие, но от работы отказался, — рассказывает Василий Михайлович. — Объяснил, что мне нужно закончить учебу, тогда от меня будет больше пользы. Прокурор согласился и, когда я проходил практику на 5 курсе, снова позвал на работу. На этот раз я уже согласился».  

«Задумайтесь, ведь у вас есть семьи и дети!»  

Службу в надзорном ведомстве Василий Инчин начал с должности помощника прокурора Октябрьского района. Потом работал старшим помощником прокурора района, помощником прокурора республики. Затем была работа в отделе уголовно-судебного отдела прокуратуры республики. Василий Михайлович руководил отделом 13 лет. При этом не просто раздавал указания подчиненным, а сам брался поддерживать обвинение по самым сложным делам. Его судебные речи всегда выделялись красноречием и умели убеждать. Инчин считает, что к каждому делу нужно подходить творчески, с душой, совестью и ответственностью.  

«Больше мне запомнилось дело бригады «9-й батальон» из группировки «Мордва», — говорит Инчин. — Дело громкое, на процессе я был старшим в группе государственных обвинителей. Один из эпизодов был связан с убийством полковника МВД Лаврова. От участников группировки сыпались угрозы, в том числе и нам, прокурорам. Это происходило прямо в суде, говорили: «Задумайтесь, ведь у вас есть семьи и дети!». Однако, несмотря на это, мы свою работу выполнили, и участников преступного сообщества осудили на длительные сроки.  

«Спасибо, что посадили!» 

Василию Михайловичу приходилось выслушивать слова благодарности от тех, кого он когда-то настоял отправить в колонию. «Помню, как-то я поддерживал обвинение по одной из преступных групп, ее члены обвинялись в разбойных нападениях и бандитизме, — рассказывает Инчин. — Подсудимые вину не признавали, но были осуждены. Через много лет на улице подходит ко мне молодой человек и говорит: «Василий Михайлович, Вы меня не помните?». Вижу — лицо знакомое, но вспомнить не могу. Он представился и сказал, что я был прокурором по его делу. «Никаких претензий к Вам я не имею, Вы абсолютно правильно сделали, что нас тогда посадили, — заявил парень. – Я осознал, что если бы не отправился в колонию, то сейчас бы лежал в сырой земле, как и многие мои соратники. А теперь я отбыл наказание, у меня жена, ребенок, работа».  

За годы работы Василий Михайлович имеет массу наград и грамот, основные из них: «Почетный работник прокуратуры РФ», «Заслуженный юрист Мордовии».  

11,7 тысячи нарушений в деятельности правоохранителей Мордовии  

Когда прокурором Мордовии был Валерий Мачинский, он предложил Василию Инчину возглавить подразделение по надзору за следствием и дознанием. Руководство приказало — Инчин ответил: «Есть!». Этой осенью будет уже 5 лет, как он работает на этой должности.  

Управление, которым руководит Василий Инчин, выявляет нарушения закона в работе следователей, дознавателей и оперативников. За полгода прокуроры нашли в деятельности правоохранителей Мордовии 11,7 тысячи нарушений! «В основном это неумышленные нарушения, — объясняет Василий Михайлович. —  Чаще всего они касаются разумных сроков производства. Например, обратился гражданин с заявлением, следователь недостаточно полно собрал материал и вынес постановление об отказе возбуждения уголовного дела. Оказывается, следователь досконально выяснил не все вопросы. Отменяем постановление и снова отправляем следователю, а гражданин ждет. Где-то следователь не наложил арест на имущество обвиняемого — это тоже нарушение.  

Бывают и умышленные нарушения. Так, сейчас расследуется уголовное дело в отношении пятерых полицейских. Они подозреваются в превышении должностных полномочий. Сотрудники улучшали показатели собственного труда – раскрывали преступления, которые инсценировали сами. Следствие считает, что оперативники просили двух любителей наркотиков купить зелье в интернете, а потом их задержали.   

«Игра на баяне — хорошая психологическая разрядка»  

«Свободного времени, к сожалению, у меня мало, работы очень много, — вздыхает Инчин. – Мне нравится проводить время с 4-летним внуком. Этим летом он заявил: «Дедушка, хочу  порыбачить». Мы с ним купили удочки, сели на берегу Саранки, наловили рыбы, а потом отпустили. Еще мне нравится работать на земле – очень хорошо снимает стресс. В огороде сажаю картошку, морковь, лук. Ну и, конечно же, в кругу семьи играю на баяне и пою. На 9 Мая исполняю военные песни, на другие праздники могу спеть русские народные. Игра на баяне  — хорошая психологическая разрядка». 

P.S. Через полгода российской прокуратуре исполняется 300 лет. «Поздравляю коллег ведомства с этой знаменательной датой, — говорит Василий Инчин. — Особые слова благодарности хочется сказать ветеранам, моим учителям  Николаю Атюнькину и Вячеславу Каткову, которые много мне дали в профессиональном плане. Всем ветеранам — доброго здоровья! А коллегам желаю работать так, чтобы народ с гордостью мог про него сказать: «Он прокурор!». 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости