21 сентября 1995 года была принята Конституция Республики Мордовия — Основной закон региона ознаменовал новую эпоху развития страны. По сути, региональная Конституция даёт право субъекту Российской Федерации считаться малым государством в составе большого, иметь свой гимн и флаг, а значит сохранять национально-гражданскую идентичность. О том, как принимался документ, и что предшествовало этому важному шагу в интервью корреспонденту «Известий Мордовии» рассказал председатель Комитета Государственного Собрания Республики Мордовия по законодательству и законности Валерий Владимирович Алёхин.
— Чем было обусловлено принятие Конституции Мордовии в 1995 году?
— Начало «девяностых» было непростым временем. Это период острого политического противостояния. В Мордовии тогда законодательная и исполнительная ветви власти находились в оппозиции. Этот раздрай породил не только политический, но и экономический коллапс. Период характеризовался серьезным упадком в промышленности, сельском хозяйстве, социальной сфере, медицине, культуре. Мы дошли до той самой последней грани, когда под угрозу была фактически поставлена правосубъектность Республики Мордовия. В 1993 году была принята Конституция РФ, где автономные республики в составе России были указаны в качестве равноправных субъектов страны (государств). Настало время реформировать органы государственной власти, проводить новые выборы. В январе 1995 года приступило к работе избранное впервые Госсобрание РМ.
Жизнь требовала современной обновленной законодательной базы, основой которой должна была стать Конституция Мордовии. Принятие новой Конституции 21 сентября дало толчок развитию законодательства во всех сферах, Конституция Мордовии была принята Конституционным собранием, в состав которого входили депутаты всех уровней. Они представляли интересы всех жителей Мордовии.
— Кто работал над текстом Основного закона?
— Основной закон Республики Мордовия была призвана подготовить Конституционная комиссия при Госсобрании РМ. В состав новой структуры вошли депутаты, представители Правительства РМ, представители научной общественности, общественных организаций, представители Прокуратуры, судов, адвокатское сообщество, представители органов местного самоуправления.
— В чем были отличия новой Конституции от Конституции МАССР?
— Конституция МАССР действовала с 1978 года. Одни называют это время эпохой застоя, другие – эпохой развитого социализма. К рубежу 1994 года многие нормы Конституции МАССР устарели. Они стали аморфными, перестали соответствовать реалиям времени, уровню отношения между властями. В сложившихся условиях нельзя было регулировать ситуацию в экономике, социальной сфере и во всех других. В старой Конституции было множество противоречий с Конституцией РФ. Нужно было приводить документ в соответствие с федеральным.
— Что, по-Вашему, дает человеку знание Конституции? В большей степени это предоставление прав или наложение обязанностей?
— Азы Конституции РФ и Конституции РМ гражданин Российской Федерации должен знать. До буквы помнить все основные положения не требуется. Но помнить об основных правах и обязанностях просто необходимо. Это позволяет тебе быть гражданином, патриотом, ориентироваться в жизни, жить в соответствии с нормами права и избегать проблем.
— Как часто вносились изменения в Конституцию Мордовии с момента ее принятия? В полной ли мере нашли в ней отражение поправки, внесенные в Конституцию России в 2020 году?
— За период с 1995 года и по сегодняшний день было принято порядка полутора десятков изменений в Конституцию Мордовии. В основном поправки были обусловлены изменением федерального законодательства. Что касается поправок в Конституцию РФ 2020 года, они в полной мере нашли отражение и в Конституции РМ. Одним из самых значимых последних изменений в 2022 году стало прописывание полномочий врио Главы РМ по формированию Правительства РМ.
— Ваш комитет является головным при внесении поправок в Конституцию. Это такая же работа, что и с другими законопроектами, или же она требует особого подхода?
— Эта работа несколько более ответственная. Потому что речь идет о фундаментальной правовой основе законодательства, благодаря которой наш регион функционирует. От нее, как круги от камня на воде, расходятся нормы, регулирующие другие направления нашего законодательства.
Поправки в Конституцию принимаются не менее чем двумя третями от установленного числа депутатов Государственного Собрания РМ. Обычные законы принимаются большинством от установленного числа. При работе над поправками привлекается научное сообщество, ответственные работники правоохранительных органов, местного самоуправления и многие другие.
— В целом, какую бы Вы, как председатель Комитета по законодательству и законности, отвели ему место в структуре Госсобрания республики?
— Согласно закону, все комитеты у нас абсолютно равноправные. По своим отраслям они являются головными. Они принимают решения о внесении или невнесении проектов законов, кто бы ни был их автором: Глава РМ, Правительство РМ, районные советы или просто депутаты. Что касается нашего Комитета по законодательству и законности, в нем есть представители «Единой России», ЛДПР, а также фракции КПРФ. Своей гордостью мы считаем тот факт, что в составе нашего комитета Почётный гражданин РМ, Герой России, летчик-космонавт Владимир Дежуров.
— Сколько законопроектов проходит через ваш комитет в среднем за год? Какие у вас сферы ответственности?
— В среднем около 50 нормативно-правовых актов через комитет проходит за год. Это и проекты законов, и проекты постановлений нормативно-правового характера.
Мы отвечаем за функционирование органов государственной власти, местного самоуправления. Также наша сфера — это сфера противодействия коррупции, всё, что касается статуса столицы и государственной символики.
— Вы являетесь депутатом со второго созыва Госсобрания. На каком из этапов было сложнее всего работать с законами Мордовии?
— Шесть созывов подряд я возглавляю Комитет по законодательству и законности и являюсь депутатом. В любой период времени были вопросы, требующие особого подхода, консультаций, в том числе и с Москвой: Госдумой РФ, Советом Федерации РФ, Администрацией Президента РФ. Наиболее сложным был рубеж 2000-х годов, когда приходилось создавать нормативно-правовую базу, чтобы начала работать экономика и социальная сфера, работали органы власти, и не было противоречия федеральному законодательству.
— Вторая часть термина «законотворчество» наталкивает на мысль, что принятие законов – это не только работа в пределах установленных норм и правил. Творчество тоже допускается?
— Безусловно. Юристы говорят, что «есть буква закона», но есть ещё и «дух закона». «Буква» очень важна, однако без творчества ничего не выйдет. Депутаты имеют возможность общаться с людьми. Все идеи идут от них. Наша задача выступить с инициативой в парламенте и поддержать интересы избирателей.
— В преддверии 30-летия Госсобрания Мордовии какие из законов, разработанных и принятых с Вашим участием за прошедшие годы, можете назвать в первую очередь?
— Это Закон о Правительстве РМ, который прописывает порядок формирования кабинета министров, назначение и освобождение от должности министров. Закон о Государственном Флаге, Гербе, Гимне, Закон о статусе столицы Республики Мордовия. Законы в сфере противодействия коррупции, административной ответственности. Закон о Госсобрании, комитетах и комиссиях.
— Есть ли закон, о принятии которого Вы мечтаете?
— Я хочу, чтобы в России и в Мордовии был принят закон, который, условно говоря, устраивал бы интересы и промышленников, и аграриев. Очень трудно этого достичь. Этот закон должен удовлетворять интересы горожан и сельчан – идеально, но реализовать мою мечту на практике непросто. Моя мечта — чтобы законы были близки к идеальным, и удовлетворяли, по возможности, все слои нашего общества