-1.6 C
Саранск
Вторник, 19 марта, 2024
spot_img

В Татарстане уделяется большое внимание мордовской культуре и изучению мордовских языков

В Татарстане чуть больше половины населения — татары, а другая половина — это представители более 130 национальностей. Среди них — русские, чуваши, марийцы, удмурты, даже кубинцы, индийцы и, конечно, мордва. В одной из поездок в Татарстан корреспондент «ИМ» узнала, как обстоят дела с изучением национальных и, в частности, мордовских языков в школах Татарстана, а также о мероприятиях, направленных на сохранение и развитие мордовских языков в регионе. 

Мокша, эрзя, каратаи 

Территорией компактного проживания мордвы (мокши и эрзи) в Татарстане считается Тетюшский район. Также мордовские села есть в Алексеевском и Черемшанском районах. А в Камско-Устьинском районе РТ проживает уникальная этническая группа мордва-каратаи – это народ, говорящий на русском и татарском языках, но исповедующий православие. Их осталось совсем мало. Проживают в деревне Мордовский Каратай. 

Объединяющим центром в республике с целью сохранения и развития родного языка, своих традиций и обычаев выступает Региональная общественная организация «Национально-культурная автономия мордвы Республики Татарстан», которой уже более семи лет. 

«Татарстан – территория исконного проживания мордвы. По результатам последней переписи населения, количество мордвы в Татарстане сократилось. На данный момент здесь проживает чуть более 12 тысяч. Раньше было 19 тысяч, – рассказала председатель Автономии, член комиссии Общественной палаты по межнациональным и межконфессиональным отношениям Наталья Сабитова. – Именно поэтому нам необходимо направить все усилия для того, чтобы сохранить и развивать языки». 

Народные праздники 

Деятельность культурной автономии мордвы Татарстана направлена на сохранение мордовской культуры и языков. В связи с этим в регионе активно проводятся различные мероприятия. 

Среди всех национальных праздников особое место занимает республиканский эрзянский праздник мордовской культуры «Балтай». Он проводится в Лениногорском районе РТ. Его родиной принято считать село Мордовская Кармалка. 

«Балтай» – это один из традиционных праздников мордвы Татарстана. Он проводится через неделю после Троицы. В этот день мордва вспоминают своих предков, первыми переселившихся на эти земли, а также богиню леса Виряву и хозяина леса Медведя. Главным действующим лицом праздника становится семья медведей, украшенная кленовыми листьями. Остальные участники праздника встают вокруг них в хоровод, идут с песнями и плясками по селу. 

Другой республиканский праздник – «Валдашинясь» (с мокш. «светлый день» – праздник в честь дня летнего солнцестояния). Он проводится в селе Кильдюшево в Тетюшском районе Татарстана. 

Герой праздника – Солнце, которое занимало особое место в мифологии мордвы. Оно везде: на баннерах, на флажках, на сувенирной продукции. Каждый год этот праздник собирает сотни гостей со всех уголков России. Он ассоциируется с ярким, светлым солнцем, изобилием и плодородием. На большой поляне в селе Кильдюшево разворачивается настоящий праздник: ярмарка сувениров, мордовские игры, конкурсы, национальная кухня, песни, театрализованные представления. 

Еще один национальный праздник – межрегиональный фестиваль стихов, песен, танцев, рисунков мордовского народа «Там, на реке Рав» (Рав – с эрзянского «Волга»), который проходит в ноябре. 

В проведении праздников всестороннюю помощь оказывает Правительство Республики Татарстан. 

Новые технологии 

Наталья Сабитова также отметила и проблемы, с которыми им приходится сталкиваться. 

«Сохранение языка – большая проблема. Молодежь уезжает в города и не хочет возвращаться обратно, – негодует Наталья Михайловна. – У нас остро ощущается нехватка национальных кадров в сельской местности, в частности, в школах. Считаю, что нужно проводить онлайн-уроки, усилить цифровизацию в сфере национального образования. Нужно вести с учителями и школьниками большую работу. Необходимо усилить применение современных, в том числе цифровых, технологий для трансфера на новые площадки и платформы вопросов, связанных с национально-культурной жизнью мордовского народа и языка». 

Кстати, сама Наталья Сабитова в совершенстве знает эрзянский язык. Она родилась в мордовском селе Напольное Порецкого района Чувашской Республики. В школе изучала мордовский (эрзянский) язык, участвовала в районных и республиканских олимпиадах. С пяти лет Наталья начала выступать в мордовском ансамбле «Умарина», участницей которого была до окончания школы. После школы Наталья Сабитова (раньше – Соколова) училась в Чебоксарской государственной сельхозакадемии. Вышла замуж за татарина. 

«Я понимаю и татарский, и чувашский языки. Но свой родной язык очень люблю и никогда о нем не забываю. С малых лет мечтала сделать многое для его сохранения», – отмечает собеседница. 

Свобода выбора 

В Татарстане изучению национальных языков уделяется большое внимание. Мордовский язык преподают в трех школах – в Тетюшском, Алексеевском и Альметьевском районах. Кроме того, в республике работают девять воскресных школ, где преподаются мордовский язык, культура и традиции. 

«Дети, изучающие мордовский язык, участвуют во всех наших мероприятиях, во всех конкурсах и олимпиадах, – рассказала начальник отдела Управления национального образования Министерства образования и науки РТ Эндже Гизатуллина. – Трудности есть всегда. Меняются стандарты программ. Но мы знаем, что по Федеральному закону об образовании РФ, у нас школы автономны в разработке и утверждении учебного плана. С учетом мнения родителей они разрабатывают учебные планы, утверждают и изучают татарский, чувашский, удмуртский, мордовский, марийский, иврит и родной русский язык». 

Эндже Гизатуллина также рассказала, что в школах Татарстана отводится различное количество часов на преподавание родных языков. Есть школы, где на изучение выделено по 2 часа в неделю: по часу на язык и литературу. Есть школы, где 2 часа в неделю уделяется на изучение языка и час на литературу, а также есть школы с обучением на родном языке, где 2-3 часа уделяется на язык и 2 часа на родную литературу. В большинстве случаев родные языки изучаются с 1 по 11 классы. 

«У нас – свобода выбора в изучении родного языка. При поступлении в первый класс и при переходе в пятый родители сами выбирают, какой родной язык должен изучать их ребенок: свой родной, русский или же выбирают государственный язык – татарский», – отметила Эндже Гизатуллина. 

Воскресные школы функционируют в формате кружка или факультатива в школах и Домах творчества. 

«Чтобы учителям было комфортно, мы стараемся проводить семинары, курсы, выходим на связь с представителями РМ, перенимаем опыт и используем новые методологии в своей работе», — сказала Эндже Гизатуллина. 

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости