1.2 C
Саранск
Пятница, 29 марта, 2024
spot_img

В Мордовии вспоминают ушедшего из жизни артиста Городецкого

Сначала я его узнала как Деда Мороза. Веселого, озорного, вернее даже по-детски хулиганистого. И совершенного не похожего на других новогодних дедов, в которых на детсадовских утренниках облачались угрюмые воспитательницы, о чём я почему-то сразу догадывалась и, ощущая досадное разочарование, отчаянное играла достававшиеся мне роли каких-нибудь петушков, снежинок и т.п.
А высоченного роста театральный Мороз на городской ёлке резво носился за малышней, сыпал шутками-прибаутками, ловко хватал кого-нибудь из круга и водружал себе не колени.

Потом однажды, за компанию с родителями попав на взрослый спектакль, с удивлением обнаружила среди героев того самого Деда Мороза, на сей раз оказавшегося Князем Франческо. Купленная мамой программка рассекретила истину. Князь в оперетте «Граф Люксембург» Ф.Легара, он же Дед Мороз, он же прапорщик Штанько в «Пусть гитара играет» О.Фельцмана, он же Рахмет в «Севастопольском вальсе» К.Листова – всё эти и многие другие персонажи оживали на сцене Саранского музыкального театра благодаря искрометному таланту Виктора Городецкого.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}

Но лично мне повезло еще больше. Вскоре выяснилось, что дочки артиста Городецкого учатся со мной в одной общеобразовательной школе, а, кроме того, ещё и в одной музыкалке. И Виктор Николаевич, как добросовестный отец, на общественных началах, шефствовал над какими-то нашими ученическими театрализованными инсценировками. Сами постановки почти забылись, но запомнилась бурлящая атмосфера творческого процесса, возникавшая вокруг Городецкого словно по мановению его певучих, размашистых жестов.
При этом, бесконечно фонтанируя всевозможными постановочными идеями, он одинаково требовательно относился к самодеятельным артистам, не давая поблажек ни исполнителям главных партий, ни массовке, ни занятой в действии родной дочке.
Уже гораздо позже Виктор Николаевич рассказал, что он сам буквально родился и рос за кулисами Свердловского театра. Его мама, балерина, до восьмого месяца беременности танцевали в спектаклях. Отец, тоже артист, погиб на фронте, так что сын, появившийся на свет весной 1942-го, его не видел. Но театральные гены передались ему по наследству. Его прадед играл в труппе прославленного Малого театра, дед был балетмейстером, бабушка, тётка и мама – балерины.

Виктор Городецкий с 15 лет начал играть в спектаклях профессиональной труппы и твердо решил связать свою судьбу с театральным искусством. После окончания Свердловского театрального училища несколько сезонов он прослужил в драмтератре. Любопытно, что в дипломном спектакле «Король Лир» по Шекспиру 20-летний Городецкий предстал в образе Шута. А спустя три года убедительно сыграл старика Фирса в «Вишневом саде». Виктор Николаевич признавался, что ему интересно создавать яркие, выразительные характеры. Заверял, что никогда не мечтал сыграть Гамлета, его всегда больше его увлекали комедийные сюжеты и персонажи. Его энергичная, заводная натура по-настоящему реализовались в оперетте. Для Городецкого просто не существовало мелких ролей, и каждый его герой оказывался по-своему выразительным и неповторимым. Саранские театралы старшего поколения полюбили Виктора Городецкого в образе Акопа («Скандал в Авлабаре» Г.Канчели), Царя Ерофея («Русские потешки» В.Казенина), Короля Бобеша («Рыцарь Синяя Борода» Ж.Оффенбаха), графа Кутайсова («Холопка» Н.Стрельникова), Соломона Фукса («Чародей» В.Беренкова) и других. Его неизменный искромётный юмор, виртуозное мастерство и способность перевоплощаться в совершенно разных людей создали колоритные образы: князя Воляпюк в «Сильве» И.Кальмана, уморительного недотёпу дежурного по тюрьме в «Летучей мыши» И.Штрауса, Советника в «Старинных амурах» А.Семёнова, Плантинга в «Голубой мазурке» Ф.Легара, Кудельку в «Марице» И.Кальмана, граф Базарова в мюзикле «Подлинная история поручика Ржевского» В.Баскина. Юных зрителей приводили в восторг его Кощей в «Царевне Лягушке» И.Якушенко, Лысый Чёрт в спектакле «Анфиса-Краса и сказочные чудеса» Е.Птичкина.

Шесть лет назад, отмечая 70-летие, Виктор Николаевич говорил о планах и большом желании сыграть, к примеру, Дон Кихота и с присущей ему иронией добавлял: «Хочу дожить до чемпионата мира по футболу, который будет проходить в Саранске в 2018-м». Даже нагрянувшие неожиданно болезни не помешали осуществиться его зрительскому желанию. Виктор Николаевич мужественно боролся с недугами, увидел грандиозное футбольное событие, до последнего ходил в родной театр… Только Дон Кихот остался несбывшейся мечтой. Близкие и коллеги простились с заслуженным артистом Мордовии Виктором Городецким 15 июня.

Мила МЕЛЬНИКОВА

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости