12.9 C
Саранск
Вторник, 23 апреля, 2024

В Мордовии восстанавливают участок дедушки Патриарха Кирилла

В Мордовии с начала весны воссоздают участок отца Василия Гундяева – дедушки Святейшего Патриарха Кирилла – в Оброчном. Как сообщает газета «Земля и люди”, первым этапом стало восстановление колодца на огороде. Его пришлось выкапывать заново: старый давно обвалился. В 7-метровую скважину мастера опустили восемь бетонных колец. Но снаружи колодец – точная копия старинного. Высота, крышка, даже то, на какую сторону она открывается – всё как при жизни отца Василия. Есть на колодце и старинные элементы: ведро и пристёгнутый к нему для тяжести замок, цепь, крюк для ведра, металлический шток и кольца на барабане. Даже в самое засушливое время вода держится здесь на уровне 2,7 метра, а весной поднималась до четырёх. Она очень холодная, но пьётся мягко: ни за что не сравнить с водопроводной.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}

Двоюродная сестра Патриарха Л.А. Гордеева рассказывала, что у дома Гундяевых росли яблони, спели помидоры, огурцы, капуста – как у всех сельских жителей. Вместе с ней реставраторы восстановили на прежних местах и сад, и огород. Молодые яблони, высаженные этой весной, прижились отлично. Рядом, в саду – торн, слива, кусты крыжовника и чёрной смородины, малинник. Близ сада – широкий деревянный стол и лавки: когда деревья разрастутся, они окажутся в тени. На помидорных кустах уже висят плоды, а картофельный огород за забором напоминает зелёное море с белыми и фиолетовыми вкраплениями цветов. Обкошенная территория вокруг усада тоже приобрела благообразный вид.

Восстановление забора вокруг огорода – отдельная история. По предварительным подсчётам, на него уйдёт более 600 штакетин. «Делаем их из горбыля, чтобы воссоздать естественный вид старого деревенского забора, – рассказывает благочинный церквей района, настоятель Рождество-Богородичного храма с. Кемля протоиерей Иоанн Просвирнин. – Каждый обрезаем по размеру, затем сдираем кору скобелем и окромляем – то есть, делаем кромку. При этом стараемся сохранить часть боковой поверхности бревна, оставшуюся при распиловке – она называется обзол. После этого на каждой заготовке выпиливаем острый скос, строгаем её рубанком, пропитываем специальным составом и только потом прибиваем. Конечно, можно было сделать забор и из обрезных досок – одинаковых, ровных. Но тогда была бы утеряна вся атмосфера, дух старины.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 2}

Всё делаем вручную, с любовью. Помогают прихожане храма, поисковики педагогического колледжа, добрые, неравнодушные люди самых разных возрастов – те, кто был с нами, когда восстанавливали убранство в доме».

Неделю назад у дома Гундяевых полным ходом шёл снос деревянного двора, оставшегося от прежних хозяев. Ломать стены, стропила и обрешётку в пыли и старом сене – работа лёгкой не была. Сейчас от постройки ни следа, а на выровненной земле уже проложены деревянные трапы. Двор строители возводят на несколько метров правее. Параллельно с этим они ставят глухой 2-метровый забор. Такие заборы, отделяющие двор и сараи от огорода, раньше были во многих хозяйствах. Каждую штакетину и гладкие, отшлифованные жерди женщины вручную обрабатывают пропиткой цвета «палисандр»: она придаёт дереву оттенок, но сохраняет его фактуру.

Трудоёмким станет и рытьё погреба. «Стены выложим кирпичом и дополнительно утеплим. Погреб – не для вида: в нём действительно можно будет хранить до весны картофель и другие овощи», – добавляет отец Иоанн.

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости