В этот раз саранские волонтеры культуры совершили трудовой десант в село Чеберчино Дубенского района. Оно известно далеко за пределами Мордовии как место, где пять лет ссылки провёл сподвижник Петра I, граф Александр Румянцев.
Как рассказала заведующая Дубёнским краеведческим музеем Марина Чинаева, согласно имеющимся архивным сведениям, село Чеберчино возникло в начале XVII века. Некоторое время оно принадлежало алатырским служилым дворянам Плещеевым, затем – первому начальнику Петербургского адмиралтейства Александру Васильевичу Кикину, казненному по делу царевича Алексея.
После чего это имение вместе с крепостными Петр I пожаловал Александру Румянцеву, отцу знаменитого полководца Петра Румянцева.
Бывал ли Петр Александрович на мордовской земле доподлинно не известно. Зато его сын, граф Николай Петрович Румянцев, выдающийся государственный деятель, просветитель, археограф, библиофил и коллекционер, меценат, создатель Румянцевского музея, внес немалую лепту и в преображение родового имения в мордовской глубинке.
По его инициативе и на его средства в Чеберчине в 1798 году построили каменную Казанскую церковь, по проекту итальянского архитектора Джакомо Кваренги.
По воспоминаниям дубенцев, в 1930-е годы представители новой власти намеривались было взорвать храм. Да каменная кладка, скрепленная раствором на яичном белке, просто так пороховому зарядку не поддавалась. А в непосредственной близости от церкви располагались деревянные дома сельчан. Это и спасло храм от уничтожения.
Однако продолжительный период его использовали под технические нужды местного агрохозяйства.
— Тут ещё в 1990-е базировался автопарк МТС, — говорит глава Чеберчинского сельского поселения Александр Чинаев. – А сейчас старинный храм. по сути остался, бесхозным и постепенно разрушается.
По признанию представителей сельской власти, поскольку объект включён в список памятников культурного наследия, они не имеют права как-либо им распоряжаться. А содержать храм, некогда славившийся роскошным убранством, накладно.
О реконструкции уникального архитектурного памятника никто и не заикается.
Сейчас в селе действует, так называемая зимняя церковь Михаила Архангела. Скромное одноэтажное здание возведено стараниями самих прихожан в середине XIX века.
Правда, зимой из-за неисправности газового оборудования там случился взрыв. Церковная печь к эксплуатации оказалась непригодна. Теперь прихожане решили вскладчину установить котел. А городских волонтеров и присоединившихся к ним работников Дубенского ДК сельская администрация попросила разобрать испорченную печь. Парни тут же взялись за инструменты. В дело пошли лом, топоры. Барышни-добровольцы перетаскивали кирпичи на свободную площадку перед храмом.
Работали споро, но аккуратно. За три часа печь разобрали, мусор убрали.
Кстати, среди волонтёров есть не только дипломированные историки, но и строители. В процессе демонтажа печи обратили внимание на кирпичи. Почти половина из них явно изготовлена по технологии XVIII века. Краеведы не исключают, что в кладке печи для зимней церкви применялся кирпич, выпускавшийся ещё для строительства Казанского храма.
Хотя семейство Румянцевых проживало главным образом в столице, но граф, по заверениям краеведов, в своем имении организовал основательную производственную деятельность. У него здесь было не только солидное сельское хозяйство, громадные стада живности, крупнорогатого скота, но и действовало два винокуренных завода, суконная фабрика. А кирпича на возведение высоченных храмовых стен требовалось немало. И для строительства в ту пору обычно использовали материалы местного производства.
Так что, волонтерам довелось иметь дело с кирпичами графа Румянцева.