Проезжая этой весной по асфальтированной дороге из Инсара в сторону Челмодеевского Майдана, не сразу заметил нужный поворот в село Козловка. Когда-то на этом месте стоял указатель с названием спрятавшегося в стороне среди деревьев и заброшенных в большинстве садов населенного пункта, но теперь его больше никто не ставит.
Только четыре жителя
Немаленькая в прошлом Козловка обезлюдела настолько, что осталось в ней только четыре постоянных жителя. Один из них по имени Николай когда-то тоже работал в местном колхозе имени Ленина, из которого в далекие уже восьмидесятые годы прошлого века его вместе с другими колхозниками командировали в далекий Казахстан заготавливать солому для скотины на колхозной ферме. Сейчас в это трудно поверить, но остается фактом: не только в истории этого, но и многих других колхозов республики было время, когда и солома, которая теперь хороша разве что для подстилки животным, была главным кормом в их рационах. В Казахстане между местными и козловскими колхозниками случилась драка. О поводе, который ее спровоцировал, сам Николай не рассказывает. Говорил только, что заступился за друга. Из Казахстана он вернулся домой инвалидом, и с тех пор живет бобылем в доме без электричества и газа. О коротающем вечера без света Николае Петр Загороднов говорил с начальником местных электросетей, и тот готов решить его проблему. Но сам Николай не хочет писать заявление на подключение к своему дому электричества. А печь в нем топит дровами от состарившихся в окрестностях села деревьев.
Дом Николая — на той самой окраине Козловки, с которой мы с Петром Загородновым в апрельский полдень въехали в село. Петр Петрович давно уже житель города Инсара, но каждую неделю, и даже не один раз, приезжает в родное свое село.
Нужное дело для всех
Как раз напротив дома Николая на пустыре возле Солдатова оврага и сельского погоста по инициативе и большими стараниями Петра Загороднова и его добровольных помощников был установлен памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны жителям и уроженцам села Козловка. Сам инициатор и не ожидал, что земляки столь активно откликнутся на его предложение увековечить в скромном монументе память своих отцов и дедов. Суммы переводов, которые люди жертвовали на памятник, были разные. Как и многочисленные адреса, откуда они приходили.
У оставшихся в селе четверых жителей Козловки минимум три раза в год бывают большие праздники, на которые в село съезжаются из разных мест многие покинувшие его уроженцы. Но длятся они не больше одного дня, после чего Козловка снова погружается в ничем не примечательные будни и становится надолго безлюдной.
Один из таких дней – родительская суббота перед Пасхой, а два других это День Победы и Троица, когда к памятнику и на сельское кладбище по той самой дороге, которая отходит от большака на Челмодеевский Майдан, приходят и приезжают даже из дальних мест наследники тех, кто на нем упокоился. Очень много похоронено на сельском погосте ветеранов Великой Отечественной войны.
Когда на улице сухая погода, особых проблем, чтобы преодолеть отрезок дороги длиной чуть более одного километра, у приезжавших в село не возникало. Очень неудобно было объезжать ямы и колдобины, но к этому все давно уже привыкли. Зато по весне, дождливым летом и осенью дорогу размывало так, что дойти до Козловки по большой грязи без резиновых сапог мало кто решался.
Добрая перемена
Я написал о дороге в село в прошедшем времени потому, что этой осенью она стала намного удобнее, и это тоже благодаря Петру Загороднову и его добровольным помощникам. Уже после того, как был установлен на сельской окраине памятник, на гранитных плитах которого записаны имена погибших и возвратившихся домой с полей сражений Великой Отечественной войны уроженцев Козловки, Петр Петрович предложил землякам сделать совместно в родном селе еще одно доброе для всех дело. А именно – привести в порядок дорогу до Козловки, по которой можно было бы без нервотрепки приезжать в родное село. Но все понимали, что денег на осуществление дорожного проекта до села, в котором доживают свой век оставшиеся несколько жителей, никто не даст.
Но Загороднов человек дотошный. Очень своевременно узнал он о возрожденной в Мордовии программе самообложения, которая уже несколько лет помогает жителям республики решать вопросы местной жизни в разных районах и селах. Система финансирования для решения вопросов местной жизни, в которой принимают долевое участие сами жители и государство, позволяет наладить в населенных пунктах уличное освещение и делать на самооблагающихся территориях много других добрых дел. К каждому рублю, который собирает население, свои четыре рубля добавляет республиканский бюджет, и такая «складчина» выливается в существенную сумму. Как и в советское время, деньги от самообложения одни территории и сейчас направляют на освещение улиц, а другие ремонтируют на них колодцы, благоустраивают родники, сельские кладбища, в зимнее время расчищают от снега дороги.
Но много ли собственных денег могли пожертвовать на приведение в относительный порядок дороги всего четыре жителя Козловки? Петр Петрович снова обратился к землякам, но теперь уже с предложением собрать деньги на строительство дороги, по которой можно бы было без проблем добраться до Козловки, чтобы поклониться отеческим гробам. Пусть и не асфальтированную, но с покрытием хотя бы из щебня. При посредстве родственников козловцев, которые проживают у себя в районе, вместе с сыном Виктором и добровольными помощниками, среди которых братья Алексей и Игорь Паршины, Татьяна Паршина и Иван Ларин, Загороднов установил контакты с проживающими за пределами Инсарского райна уроженцами села. И снова нашел у них понимание. Хотя многие, с кем Загороднов поделился своей идеей, поначалу не поверили в ее успех. За короткое время сумма денег, которую все вместе собрали по программе самообложения, составила 200 тысяч рублей. А с учетом того, что к каждому рублю участников доброго начинания добавило от себя еще четыре рубля и государство, общая сумма денег на дорожный проект составила ровно один миллион рублей.
«Спасибо за помощь»
Заманчивым был первоначальный проект дороги шириной в шесть метров, но сразу поняли, что с единственным только миллионом рублей его не потянуть. Да и для чего до обезлюдевшего села такой размах?
Но и на то, чтобы сделать дорогу шириной только три метра, собранных средств оказалось недостаточно. В итоге остановились на варианте с проезжей частью 2,8 метра. А чтобы могли разъезжаться на дороге встречные машины, сделали на ней специальный «карман».
— Мы очень благодарны за содействие нам главе Инсарского района Алексею Геннадьевичу Миточкину, — сказал П.П. Загороднов. – В этой должности он только с лета этого года, но сразу после прихода в район не только одобрил наше начинание, но и оказал большую помощь в реализации задуманного. Ведь суммы, которую собрали сами жители, уроженцы села из других мест и добавил на условиях софинансирования бюджет Республики Мордовия, хватило для обустройства лишь 650 метров дороги. Но сейчас щебенка уложена на всем ее протяжении, а это 1170 метров. Памятник землякам, а теперь еще и дорога до села – для нас надежда на то, что Козловка, в которой мы родились, и на погосте которой покоятся дорогие нам люди, не исчезнет с карты района.