17.9 C
Саранск
Пятница, 19 апреля, 2024

В Мордовии отпевали племянника Пушкина

Всего полсотни километров отделяют пушкинское Большое Болдино от райцентра Кемля Ичалковского района, где в постсоветское время восстановили Трехпрестольный храм Рождества  Пресвятой Богородицы – самое  старинное здание этого села. И в других местах Мордовии  старше его не только культовых, но и других зданий почти нет. Строительство начали в 1801 году, а освятили храм  в 1802-м.

При Советской власти храм в Кемле, как и большинство культовых сооружений, был и колхозным складом, и  кабинетом политпросвещения при идеологическом отделе райкома партии. Рассказывают, что  после Великой Отечественной войны у руководства в Саранске созрела даже идея открыть  в этом здании сапоговаляльный цех, но ей не суждено было осуществиться. Видимо, сам Бог избавил храм от такой участи, иначе здание так и не сохранилось бы до наших дней, или оказалось бы совсем в плачевном состоянии. Последней здесь «квартировала» районная библиотека.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 1}

— Разместив в храме библиотеку, атеисты, скорее всего, и не догадывались, что это святое место посещал сам Александр Сергеевич Пушкин, — еще в конце 2006 года рассказал  настоятель храма отец Иван Просвирнин. – Находясь в соседнем Болдине, великий русский поэт  неоднократно приезжал в Кемлю к помещице Прасковье Петровне Кротковой. Она – уроженка села  Апраксино нынешнего Болдинского района Нижегородской области, а в Кемле оказалась после замужества.

По словам священника,  факт посещения А.С. Пушкиным Кемли и храма Пресвятой  Богородицы  стал известен благодаря Николаю Ивановичу Новотрясову, пребывавшему в то время  в должности секретаря общественного Совета  по развитию православной культуры  при Главе Мордовии. Сегодня он – тоже священник.

При личной беседе с Н.И. Новотрясовым удалось узнать и другие важные подробности того, как пересекались судьбы храма в селе Кемля и рода Пушкиных. Например, 27 марта  1905 года  священник Василий Надежин и  псаломщик Лев Коринский отпевали здесь племянника  поэта – потомственного дворянина Анатолия  Львовича Пушкина, скончавшегося в возрасте 57 лет естественной смертью 24 марта.  После отпевания его тело было перевезено для погребения в село Болдино Нижегородской губернии. Запись об этом факте сделана  в метрической книге церкви  Рождества Пресвятой Богородицы  села Кемля.

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 2}

Но каким же образом Анатолий Львович, никогда не проживавший в Кемле, накануне своей  кончины попал сюда и был отпет в храме Рождества Пресвятой Богородицы?

Н.И. Новотрясов предполагает, что  земский начальник Лукояновского уезда А.Л. Пушкин приехал в Кемлю к своему другу —  гвардии штабс-капитану  и предводителю  Лукояновского уездного дворянства  Михаилу Алексеевичу Философову. Из сохранившихся документов доподлинно известно, что  Философов умер тремя годами позже в возрасте 65 лет. Соборовал, а затем и отпевал его после смерти также священник Василий Надежин с дьяконом  Василием Владовым. Тело помещика Философова в запаянном гробу было помещено в углеродный саркофаг внутри церковной ограды. Ограда и саркофаг сохранились до середины прошлого века, а затем были разрушены. И фундамент самого храма за годы Советской власти оказался в земле на полтора метра ниже, чем изначально был. И это вовсе не от того, что храм осел. Его просто засыпали привезенным грунтом.

Закрытый в 1932 году,  храм  Рождества  Пресвятой Богородицы вновь принял в свои стены верующих ровно через 200 лет после окончания своего строительства. Начиная с 2001 года, он постепенно обретает  свой первоначальный вид. На храме еще в 2006 году установили купол, в стены которого было уложено 30 тысяч штук кирпича. Прихожане единодушны во мнении: «Сами храм сломали, самим надо его и восстанавливать». Даже из Латвии одна из верующих прислала письмо: «С удовольствием хотелось бы помочь в восстановлении храма, но нет возможности – здоровье не позволяет. А потому примите денежное пожертвование».

{module Реклама от РСЯ в теле статьи, блок № 3}

Местные бабушки не только  жертвуют деньги с пенсии на храм, но и  работали  с самого начала вместе с мужчинами на его восстановлении. Считай, весь кирпич на купол поднят их руками. Кто  бы мог подумать, что в возрасте  70-80 лет женщины  смогут поднимать такие тяжести на большую высоту? Строители-профессионалы на восстановлении храма работали только по крайней необходимости. Например, когда нужно было проводить сварочные работы. А все остальные работы делали сами верующие. Сам батюшка Иван вместе с несколькими добровольными помощниками расписывал храм. Дар к  рисованию у него с рождения. Хотел он стать учителем, но после окончания педагогического училища в Ичалках дорога привела его к храму.

При  проектировании купола  отец Иван и отец Владимир засомневались  в точности расчетов  профессиональных каменщиков. Оба батюшки, не имея под рукой  специальных инструментов, сами рассчитали расположение восьми углов купола, повергнув в изумление точностью сделанных расчетов специалистов. «Так не бывает», — только и сказали  строители. На что услышали: «За многие годы восстановления храма  медведь бы научился что-либо делать». Сначала в Темниковском районе, а теперь и в Кемле  приходится отцу Ивану работать и вполне по мирским специальностям  каменщика, столяра… То, что восстановление храма продолжается и сегодня,   видно  уже с парадной его стороны.    И на обратной его стороне  — куча разных стройматериалов    для строительства колокольни.

Валентин ПИНЯЕВ

Поделиться

Новости партнеров

Последние новости